Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Облака. Этюд. Абрамцево
1880–1890-е
Размер - 18,3 x 37,5
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-24
Передано из Дома-музея В.М. Васнецова. 1969
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Этюд написан в окрестностях усадьбы знаменитого московского промышленника и покровителя искусств Саввы Мамонтова Абрамцево. Расцвет имения начался в середине XIX века, когда усадьбу купил Сергей Аксаков. Здесь писатель создал свои лучшие произведения. Аксаков вспоминал: «Деревня буквально обняла меня своим пространством, спокойствием и тишиной». Позже, когда усадьбу приобрел Савва Мамонтов, Абрамцево стало настоящей Меккой для художников. Мотивы абрамцевской природы так или иначе отразились в творчестве каждого, кто останавливался в усадьбе.
С 1880 по 1894 год Аполлинарий Васнецов с братом Виктором почти каждое лето проводит в Ахтырке и Абрамцеве. Молодой художник получил возможность тесно общаться с признанными мастерами. «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом сверстники Виктора и мои сверстники», – вспоминал художник об этом периоде жизни.
Своеобразная «живопись небес» – многочисленные этюды с изображением неба и облаков – занимают в творчестве Аполлинария Васнецова особое место. Художник считал облака столь же важным элементом природы, как леса и луга, реки и моря, и писал их во всех путешествиях: в Вятке, Абрамцеве, Киеве, Крыму и на Кавказе. Иногда создавал несколько этюдов в день, работая рано утром и в полдень, вечером, лунной ночью, при жаркой или грозовой погоде.
Особая художественная атмосфера, царившая в Абрамцеве, побуждала к свободному выражению личности, порождала культ всего поэтического. В Абрамцеве Аполлинарий Васнецов привык вдумчиво и внимательно наблюдать за постоянной изменчивостью природы, колористическими переменами облаков – этих воздушных кораблей, переливающихся нежными оттенками цвета в вибрирующем воздухе.
Художник гармонично соединил естественно-научный и художественный интерес к природе, постижению ее законов. В его творческом методе внимательное наблюдение соединилось с романтической увлеченностью тайнами мироздания.
Горизонтальный формат этюда «Облака. Абрамцево» добавляет работе особую эпическую величественность. Кажется, что небо с кочующими грядами плотных, сбитых облаков полностью довлеет над тонкой полоской земли с лентами лугов, полей и темнеющего леса. Бесконечная широта равнины несовместима с обыденным человеческим переживанием пространства. Эпическая горизонталь приобретает наглядность, становясь мотивом, характеризующим своеобразие русской природы.