В последней трети XIX века интерес к уральским сюжетам проявляли многие художники-пейзажисты. И.И. Шишкин, В.Г. Казанцев, А.К. Денисов-Уральский в своих творческих исканиях выбирали темы, наиболее полно воплощавшие их личностное видение края. К этой же группе художников относится и Аполлинарий Васнецов.
Уральский цикл стал одним из центральных в его творчестве. В 1890-1891 годах художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал. В ходе этих поездок было создано значительное количество этюдов и рисунков, а также графические работы для иллюстрированных журналов. Собранный материал служил для художника источником вдохновения вплоть до конца 1920-х годов.
В 1890 году художник поехал в гости к брату Аркадию, служившему на Кушвинском горном заводе. Природа этих мест произвела сильнейшее впечатление на молодого художника и напомнила ему о родном вятском крае. За месяц, проведенный в гостях у брата, он написал серию живописных этюдов.
«Сумерки. Кушва» — совсем маленький этюд, не отличающийся вниманием к отдельным деталям. Здесь художника в первую очередь интересовала цветовая схема и общая композиция. В колорите преобладают синие и фиолетовые тона, характерные именно для этих мест. Сам Васнецов так описывал окрестности Кушвы в своих путевых заметках: «Там сразу захватывающая дух высота дает себя знать. На восток под ногами разверзается глубокая пропасть с темно-фиолетовыми и бурыми обрывами рудоносных пород; на запад тянется синяя цепь гор, видимая более, чем на сто верст протяжения».
Аполлинарий Васнецов редко использовал этюды для создания больших полотен, предпочитая работать по памяти. Однако особенности колорита, отраженные в этюде «Сумерки. Кушва», и характерные очертания горной цепи можно проследить в картинах уральского цикла вплоть до 1919 года.