Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Сумрачный день. Урал
1919
Размер - 106,5 x 111,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-131
Дар В.А. Васнецова. 1986
В последней трети XIX века интерес к уральским сюжетам проявляли многие художники-пейзажисты. И.И. Шишкин, В.Г. Казанцев, А.К. Денисов-Уральский в своих творческих исканиях выбирали темы, наиболее полно воплощавшие их личностное видение края. К этой же группе художников относится и Аполлинарий Васнецов.
Уральский цикл стал одним из центральных в его творчестве. В 1890-1891 годах художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал. В ходе этих поездок было создано значительное количество этюдов и рисунков, а также графические работы для иллюстрированных журналов. Собранный материал служил для художника источником вдохновения вплоть до конца 1920-х годов.
Работы уральского цикла привлекли к художнику внимание современников и получили признание на выставках. Особенно значимой стала XXIII выставка ТПХВ в 1895 году, на которой были выставлены «Кама» и «Сибирь». Васнецов начал получать письма с выражением восхищения от своих друзей, знакомых, а также от совершенно посторонних людей. Постепенно имя Аполлинария Васнецова оказалось тесно связано с уральской темой. Художника начали воспринимать как главного эксперта. Так в 1897 году редактор журнала «Детский отдых» Я. Барский заказывает ему иллюстрации к рассказу Мамина-Сибиряка «В глуши» и добавляет в письме: «…кто еще способен иллюстрировать Уральские рассказы, кроме Вас?».
Интерес к уральским работам Васнецова не утихает и в XX веке. Он продолжает активно выставляться, выпускает цикл открыток с уральскими сюжетами. Последняя живописная работа цикла была написана в 1919 году — «Сумрачный день. Урал».
В отличие от остальных произведений цикла, картина небольшого размера. Впрочем, в ней все еще прослеживается основной набор характерных черт работ уральского цикла: панорамность и использование вида сверху; контраст проработанного, приближенного к зрителю первого плана и подернутого туманной дымкой обобщенного второго плана; перепад высот. Среди натурных этюдов и рисунков, сделанных во время поездок, нет точных прообразов картины, однако в композиции явно угадываются отсылки к этюдам 1890 года, написанным в районе горы Благодать и Кушвинского пруда: «Дорога на гору Благодать», «Синяя гора и Кушвинский пруд».
1919 год был сложным для Аполлинария Васнецова – политические события в стране, сложная экономическая ситуация, потеря места преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Возврат к теме Урала стал попыткой воскресить в памяти счастливые годы молодости, мысленно пройтись по дорогим сердцу местам и найти в своей душе новое вдохновение и силы продолжать работать и творить.