Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Изображенная кипарисовая роща на склоне холма – образ привольного, цветущего мира древней Тавриды, освященного античными мифами. Мощные стволы деревьев устремлены ввысь, за ними море, зовущее вдаль. Пологие гряды гор напоминают всплески волн, докатившихся с моря. Световоздушная дымка объединяет небо и море, наполняя поэзией пейзажный мотив.
Этюд был написан в Гаспре или Кореизе. Художник не уставал восхищаться роскошью южной природы, поразившей его в юности: "Бирюзово-синее море, кипарисы, лавры, цветущие магнолии – мир новых форм, неожиданных и прекрасных". Работа с натуры была для Васнецова лучшим отдыхом.
В середине 20-х годов художник получил возможность выезжать в Крым в санаторий "Гаспра", принадлежавший ЦЕКУБУ – комиссии по улучшению быта ученых. Комиссия была создана по инициативе А.М. Горького для помощи ученым в трудное послереволюционное время.
Санаторий размещался в Гаспре в готическом дворце с террасами, башней и домовой церковью, бывшем владении министра Александра I князя А. Н. Голицына. При последней хозяйке поместья графине С.В. Паниной в Гаспре провел целый год Лев Толстой, приехавший на лечение в 1901—1902 годах. После революции в санатории в разные годы отдыхали Михаил Нестеров, Александр Осмеркин, Аристарх Лентулов, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович.
Дворец и парк расположены высоко над морем. Внизу простирается бесконечное морское пространство, сверху возвышается горная цепь, Яйла, с воздушными скалами вершины Ай-Петри. Пространство между горами и морем занимают сады с кипарисами, пиниями, кустами роз и глициний. Местные дубы, горные клены и буки дополнены экзотическими растениями: платанами, лаврами, магнолиями, кипарисами и маслинами.
В Гаспре и соседнем Кореизе Васнецов написал цикл этюдов, посвященный гармоничной природной и архитектурной среде этих мест: "
Мост в Кореизе", "
Кипарисы", "Aй-Петри", "Чаша моря. Гаспра", "Лестница в парке", "Дольмен у деревни Гаспра", "Ворота в Харакс", "Дворец-санаторий". Поэтическое видение природы и древностей было результатом особого просветленного душевного настроя художника. Краски стали звонкими и чистыми, переживание света и цвета особенно интенсивным. Простыми средствами художник выразил чувство благодатного покоя и радостного любования миром.
В 1929 году этюды были показаны на персональной выставке, посвященной пятидесятилетию творческой деятельности Аполлинария Васнецова.