Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Абрамцево
1880-1890-е
Размер - 12,2 x 23,7
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-142
Дар Е.А. Мироновой. 1986
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX – первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Прозрачный, почти акварельный по колориту пейзаж написан в окрестностях усадьбы знаменитого покровителя искусств Саввы Мамонтова Абрамцево. Расцвет имения начался в середине XIX века, когда усадьбу купил Сергей Аксаков. Здесь писатель создал свои лучшие произведения. Аксаков вспоминал: «Деревня буквально обняла меня своим пространством, спокойствием и тишиной». Позже, когда усадьбу приобрел Савва Мамонтов, Абрамцево стало настоящей Меккой для художников. Мотивы абрамцевской природы так или иначе отразились в творчестве каждого, кто останавливался в усадьбе.
С 1880 по 1894 год Аполлинарий Васнецов с братом Виктором почти каждое лето проводит в Ахтырке и Абрамцеве. Молодой художник получил возможность тесно общаться с признанными мастерами. «Учился я на природе и у природы, а помогали мне в этом сверстники Виктора и мои сверстники», – вспоминал художник об этом периоде жизни.
Своеобразная «живопись небес» – многочисленные этюды с изображением неба и облаков – занимают в творчестве Аполлинария Васнецова особое место. Художник считал облака столь же важным элементом природы, как леса и луга, реки и моря. Аполлинарий писал их во всех путешествиях: в Вятке, Абрамцеве, Киеве, Крыму и на Кавказе. Иногда создавал несколько этюдов в день, работая рано утром и в полдень, вечером, лунной ночью, при жаркой или грозовой погоде. Мир облаков Васнецов поэтично называл миром постоянно меняющихся воздушных существ.
Особая художественная атмосфера, царившая в Абрамцеве, побуждала к свободному выражению личности, порождала культ всего поэтического. В Абрамцеве Аполлинарий Васнецов привык вдумчиво и внимательно наблюдать за постоянной изменчивостью природы, колористическими переменами облаков – этих воздушных кораблей, переливающихся нежными оттенками цвета в вибрирующем воздухе.
В изящном этюде «Абрамцево» контуры леса как бы перекликаются с разрастающимися над ним парусами голубовато-серого марева облаков. Простыми средствами художник зримо воплотил идею свободы и гармонии.
Художник не разделял естественно-научный и художественный интерес к природе, постижению ее законов. В его творческом методе внимательное наблюдение природы соединилось с романтической увлеченностью тайнами мироздания. Абрамцевскую серию пейзажей можно назвать романтико-идиллической поэмой о русской природе.