Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Магарач
1886-1887
Размер - 24,3 x 34,5
Материал - холст на картоне
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-154
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
Аполлинарий Васнецов – известный русский пейзажист, исторический живописец, театральный декоратор конца XIX - первой трети XX века, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Изображен характерный пейзаж юго-восточной полосы Южного берега Крыма. Побережье разбито скалистыми мысами на полукруглые заливы, врезающиеся в материк. В мотиве соединились море и горы, высота и глубина, сухая крымская почва и бесконечные морские дали.
Неутомимый путешественник, Аполлинарий Васнецов называл Крым одной из светлейших страниц своей жизни. Впервые художник посетил прекрасный полуостров в 1886 году. Он был очарован красками юга, морем, разнообразием неожиданных природных форм. В урочище Магарач на Южном берегу, в небольшом имении А.А. Рязанцева, художник прожил пять месяцев, с апреля по август.
Магарач – местечко за Ялтой, рядом с Никитским ботаническим садом, окруженное сосновыми лесами и виноградниками Массандры и Ай-Даниля. Виноделие Магарача считалось образцовым, тут было устроено государственное училище виноделия. Земляк Аполлинария Васнецова Александр Рязанцев, как простой рабочий, сам занимался виноградником в своем имении Темис-Су. Одинокий дуб на мысу в имении Рязанцева был назван в честь Аполлинария Васнецова.
Хозяин показывал гостю неподдельную красоту горного Крыма. Васнецов с огромной энергией изучал новый ландшафт в его деталях и мельчайших подробностях. Этюды Васнецов разделял на два вида: просто понравившиеся мотивы, написанные "с ходу", и этюды к задуманным картинам. Для последних художник подолгу выбирал нужный вид и несколько раз обращался к тому же мотиву, пока не получалось задуманное.
Крымский период творчества был посвящен поиску новой романтической и эпической темы. Васнецов работал без перерыва, иногда писал по три этюда в день. Натурная точность и естественность изображенного вида соединяется с долей условности. Художник учится мыслить обобщенными формулами.
В окрестностях Ялты, Магарача и Гурзуфа написан цикл этюдов 1886-1887 годов: "Скала Палиастр", "Мыс Мартьян близ Никитского сада", "Гора Авунда. Гурзуф", "Гурзуф. Скала Гурзобиша и Старая Мечеть", "Магарач. Темис-Су. Кипарисы", "Гора Авунда. Гурзуф" и другие.