Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Демьяново. Осенний мотив (Осенью в парке)
1903-1917
Размер - 24 x 33
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - МКВ Ж-161
Поступило по завещанию Е.К. Васнецовой. 1998
В 1903-1917 годы Аполлинарий Васнецов создал цикл пейзажей, посвященных старинной усадьбе Демьяново Клинского уезда. Усадьба, расположенная рядом с домом, в котором провел последние годы жизни П.И. Чайковский, тесно связана с историей русской культуры.
Усадебный пейзаж высвечивал сложный комплекс ностальгических переживаний, волновавших русское общество. Усадебную тему, обозначенную Василием Поленовым ("Бабушкин сад", 1878) и Василием Максимовым ("Все в прошлом", 1889), развивали московские живописцы, члены "Союза русских художников": Аполлинарий Васнецов, Игорь Грабарь, Станислав Жуковский, Сергей Виноградов, Константин Юон. Русская усадьба все больше воспринималась как произведение искусства, исторический и художественный памятник.
В Демьянове Аполлинарий Васнецов неустанно работал на пленэре, изучал ландшафт старинного поместья, архитектуру в природной среде. Атмосфера старинной усадьбы обостряла понимание духовных связей прошлого и настоящего, бытовой повседневности и традиций.
История поместья уходит в глубь средневековья. В старину здесь бывали Державин, Вяземский, Загоскин, гостил В.Л. Пушкин с племянником. Посещали усадьбу и царственные особы: Екатерина II с внуком Александром, императрица Мария Федоровна. В 1883 году Демьяново приобрел брат композитора Сергея Танеева, социолог и философ Владимир Танеев. Оригинал, харизматичный, широко образованный человек, Танеев привлекал сюда столь же интересных гостей – представителей научной и творческой интеллигенции. Усадьбу посещали Салтыков-Щедрин, Чайковский, Ермолова, Скрябин, Метнер, сестры Гнесины, Андрей Белый. На дачах, оборудованных в усадьбе, по многу лет жили профессора Московского университета – философы, химики, зоологи, математики.
Важным качеством русских усадеб, особенно привлекавшим художников, была их связь с природным окружением. Центральной темой этюдного творчества Васнецова становится красота и характерность русского пейзажа на протяжении всех времен года.
Аполлинарий Васнецов с юности мечтал создать серию пейзажей с изображением времен года, и в 1907 - 1914 годах выполнил четыре картины-панно: «Весна», «Лето» («Гроза идет»), «Осень» («Осенние листья»), «Зима» («Зимний сон»). Тема времен года, важнейшая для литературы и искусства, связана с философскими идеями устойчивости миропорядка, смерти и воскрешения. Она подразумевает монументальность художественного языка.
«Осень» из цикла "Времен года" создает лирический, элегический образ хрупкого мира, с оттенком грусти и тоски. Арка из кленовых листьев – коричневых, красных, оранжевых, желтых, зеленых – придает огромному пространству эффектный композиционный контраст. За горящей листвой открываются холодные дали, опустевшие поля, село на горизонте под хмурым осенним небом. Сквозь лирическое проступает торжественное эпическое начало, романтизирующее природу.
В натурных этюдах Васнецов ищет соответствие своим идеям, концепциям, переживаниям. В этюде "Осенний мотив" художник уточняет эмоциональное звучание времени года, когда природа как бы умирает, бледнеет и гаснет. Осень, призрачная и романтичная, навевает грусть и тихую тоску. Эскизная манера помогает передать ускользающие оттенки чувств. Вдохновляясь и наслаждаясь меланхоличной красочной гармонией, художник передает примиренное состояние осеннего увядания.
В осенних мотивах художник прослеживает связь жизненных циклов природы и человека. В них всегда присутствует некое иносказание, ассоциирующееся с зыбкостью жизни и волнениями эпохи.