Аполлинарий Васнецов – известный пейзажист, исторический живописец, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сценограф императорских и частных театров.
В коллекции Третьяковской галереи хранятся рисунки Аполлинария Васнецова разных лет, происходящие из его личного собрания. В начале творческого пути мастер признавался в «недостаточно хорошем владении фигурой человека», эту художественную лакуну он восполнял на рисовальных вечерах, которые устраивали живописцы-современники. По этому поводу художник оставил в автобиографии такие строки: «Не лишнее упомянуть о вечерах рисования у Н.Н. Дубовского в Лихачёвке, где мы, молодежь, собирались для рисования с натуры, большею частью друг с друга или с приглашенных натурщиков и натурщиц в костюмах».
Рисунки 1880-х годов свидетельствуют об интересе живописца к пластике человеческой фигуры в этот период. В рисунке «Женщина в русском национальном костюме» заметна тяга Васнецова к постижению такой непростой художественной задачи, как передача портретных черт, гармонии и динамики образа.
Изображая модель, автор сосредоточен на положении тела, чертах лица, изгибе рук. Детали праздничного крестьянского костюма натурщицы интересуют молодого мастера в меньшей степени, они даны обобщенно, без особой детализации.
Рисунок построен на сочетании плавных линий и мягких штрихов. Изящные складки сарафана повторяют позу модели и движение рук, округлые ряды бус подчеркивают форму ее лица. Динамика светлых и темных пятен, акцентных линий рождает ощущение жизни, природной гармонии в небольшом графическом листе. Самые светлые детали рисунка художник оставляет без касания грифеля, используя фактуру и цвет бумаги.
Рисунки Аполлинария Васнецова – важный штрих к его творческому портрету. Они раскрывают профессиональные интересы живописца, его художественные поиски, фиксируют этапы становления мастерства.