Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Пейзаж
1870-1872
Размер - 25,8 x 32,2
Материал - бумага
Техника - карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-2/14
Дар В.А. Васнецова. 1960
Аполлинарий Васнецов – известный пейзажист, исторический живописец, исследователь Москвы, сценограф императорских и частных театров, преподаватель пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В коллекции Третьяковской галереи хранятся альбомы с ранними пейзажными рисунками художника. Окружающая природа привлекала мастера с детства. Просторы родной Вятской губернии с бесконечными холмами и перелесками пробудили в нем талант художника.
Тонкое восприятие природы, свойственное Васнецову, проявилось в небольшом рисунке из собрания Третьяковской галереи. Здесь всё внимание мастера сосредоточено на передаче фактуры высоких хвойных деревьев. Для создания эффекта густых шероховатых ветвей художник использовал карандаш с мягким грифелем, широкий динамичный штрих. Невысокие холмы вокруг перелеска, напротив, решены мягко, при помощи легкой растушевки.
Небольшой пейзажный мотив выстроен на игре строгих вертикалей и плавных горизонтальных изгибов. Свет в графическом этюде прозрачен, практически лишен штриха, тень – фактурная и густая. Прибегая к этим выразительным средствам, автор передает впечатление светлого дня, глубины пространства, неповторимости и изменчивости окружающего мира. Самые светлые элементы природной композиции Васнецов оставляет без касания грифеля, используя цвет и фактуру бумаги.
Ранние рисунки Аполлинария Васнецова выполнены под влиянием творчества старшего брата Виктора. В автобиографии младшего живописца есть такие строки: «Приезд брата в 1870 и затем в 1871 году [из Академии художеств в Санкт-Петербурге во время каникул на родину, в село Рябово Вятской губернии] еще более укрепил во мне страсть к рисованию окружающей меня природы. Он зорко следил за правильной передачей натуры, следил за формой, техникой <…>, и все альбомы того времени рисованы под его руководством».
Рисунки Аполлинария Васнецова конца 1860-х – начала 1870-х годов стали первым воплощением его таланта пейзажиста.