Гун Карл (1830-1877)
В католическом монастыре
1870-е
Размер - 31,5 x 23,4
Материал - бумага
Техника - акварель, сахарная вода
Инвентарный номер - Инв.9725
Поступило из ГМФ. 1927
Карл (Карлис) Гун – один из ярких представителей исторической и жанровой живописи второй половины XIX века. Особое место в творчестве художника занимает акварельный рисунок, в котором Гун исполнял жанровые сцены и композиции, вдохновленные натурными впечатлениями от поездок по Российской империи и Европе. Первое большое путешествие Карла Гуна с посещением европейских стран состоялось в рамках пенсионерской поездки (1861–1871). Он был одним из немногих художников-пенсионеров, кто предпочел Францию Италии, однако под конец своего первого путешествия всё же посетил жаркую Сицилию, куда вернулся позднее, так как она ненадолго стала для болевшего чахоткой художника настоящим спасением.
Акварель «В католическом монастыре», вероятнее всего, относится к рисункам, выполненным в одном из городов Сицилии. Отсутствие авторской датировки и точных упоминаний не позволяет установить, когда именно и где был исполнен рисунок. Не столь детальная проработка стаффажа и отдельных элементов композиции допускают предположение, что рисунок может относиться к последним годам жизни художника. Жена болеющего Карла Гуна в письме А.П. Боголюбову писала: «Чуть погода установится, мы отправимся в Сиракузы, поживем там недели две-три и, может, К(арл) Фед(орович) там напишет картину, которая у него теперь в голове…» Теплый климат юга Италии хоть как-то позволял справляться с развивавшейся чахоткой художника. Сил на создание больших произведений было немного, поэтому позднее творчество Гуна представлено в основном карандашными или акварельными рисунками. В последних он находил настоящую отдушину, наслаждаясь недолгими, но очень ценными моментами творческой работы. Прием вовлечения зрителя с помощью затемненного арочного прохода позволил художнику сместить акцент c жанрового мотива на монументальную средневековую архитектуру Сицилии с ее арабо-нормандским стилем. Умело работая с деталями и цветовыми пятнами, Гун создавал тонкие, наполненные воздухом акварели, не уступающие по мастерству его большим живописным произведениям.