Рерих Николай (1874-1947)
Голова крахаля. Лист из альбома
1890
Размер - 11,8 x 17,1
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - АРХ ГР-2384/3
Поступило из архива Государственной Третьяковской галереи от Ф.Г. Овчинниковой. 1954
В «Альбоме с рисунками птиц Санкт-Петербургской губернии» Николай Рерих, в будущем знаменитый русский художник, а в то время ученик столичной гимназии Карла фон Мая, запечатлел свои орнитологические наблюдения за птицами Санкт-Петербургской губернии (о чем свидетельствует авторское название альбома). Всё каникулярное время юный рисовальщик, дотошно и въедливо изучавший натуру, посвящал природе вокруг загородного имения Извары, принадлежавшего его матери. Расположение имения неподалеку от озера Глухого и у истоков реки Изварки позволяло юноше вести самые разнообразные наблюдения, описывать горные породы и минералы, заниматься археологическими изысканиями. Он со скрупулезной точностью воспроизводил в своих ранних рисунках и рельеф местности, и детали оперения птиц, и форму того или иного археологического артефакта. В альбоме есть и фиксация крепостной стены с башенкой, и зарисовки обработанных камней в раскопах недалеко от имения. Всего в альбоме семь листов с рисунками. Но самые примечательные из них – наброски птичьих голов, сделанные, как неоднократно указывал в альбоме сам художник, «в натуральную величину» и дополненные тщательно выведенными галловыми чернилами каллиграфическими авторскими надписями: «Голова ястреба Тетеревятника», «Голова сокола», «Голова крахаля», «Голова Рогатого нырца. (въ нат. вел.)». Все рисунки имеют авторскую датировку: на первом альбомном листе, рядом с подчеркнутым авторской рукой названием альбома, подпись и дата галловыми чернилами: «Рис. Н. Рерихъ. 1890 годъ». Добросовестность в исполнении и самих рисунков, и подрисуночных подписей позволяет судить об отношении юноши к творческому труду, а хорошая сохранность альбома свидетельствует о том, какое большое внимание уделял художник своим ранним штудиям, бережно храня их на протяжении многих лет.
На этом рисунке, тщательно проработанном, с воспроизведением мельчайших подробностей строения головы и клюва птицы, со сложной штриховкой, положенной по направлению оперения, заметна не только углубленная работа художника, но и то, что он почти без помарок и поправок наносит изображение на лист. В правой нижней части листа каллиграфическим почерком галловыми чернилами надпись: «Рис. № 3. Голова крахаля (въ натур. величину)».