Рерих Николай (1874-1947)
Голова рогатого нырца. Лист из альбома
1890
Размер - 11,8 x 17,1
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - АРХ ГР-2384/4
Поступило из архива Государственной Третьяковской галереи от Ф.Г. Овчинниковой. 1954
В «Альбоме с рисунками птиц Санкт-Петербургской губернии» Николай Рерих, в будущем знаменитый русский художник, а в то время ученик столичной гимназии Карла фон Мая, запечатлел свои орнитологические наблюдения за птицами Санкт-Петербургской губернии (о чем свидетельствует авторское название альбома). Всё каникулярное время юный рисовальщик, дотошно и въедливо изучавший натуру, посвящал природе вокруг загородного имения Извары, принадлежавшего его матери. Расположение имения неподалеку от озера Глухого и у истоков реки Изварки позволяло юноше вести самые разнообразные наблюдения, описывать горные породы и минералы, заниматься археологическими изысканиями. Он со скрупулезной точностью воспроизводил в своих ранних рисунках и рельеф местности, и детали оперения птиц, и форму того или иного археологического артефакта. В альбоме есть и фиксация крепостной стены с башенкой, и зарисовки обработанных камней в раскопах недалеко от имения. Всего в альбоме семь листов с рисунками. Но самые примечательные из них – наброски птичьих голов, сделанные, как неоднократно указывал в альбоме сам художник, «в натуральную величину» и дополненные тщательно выведенными галловыми чернилами каллиграфическими авторскими надписями: «Голова ястреба Тетеревятника», «Голова сокола», «Голова крахаля», «Голова Рогатого нырца. (въ нат. вел.)». Все рисунки имеют авторскую датировку: на первом альбомном листе, рядом с подчеркнутым авторской рукой названием альбома, подпись и дата галловыми чернилами: «Рис. Н. Рерихъ. 1890 годъ». Добросовестность в исполнении и самих рисунков, и подрисуночных подписей позволяет судить об отношении юноши к творческому труду, а хорошая сохранность альбома свидетельствует о том, какое большое внимание уделял художник своим ранним штудиям, бережно храня их на протяжении многих лет.
В начале ХХ века анималистические рисунки были очень популярны. Во многих домашних дворянских и университетских библиотеках были естественно-научные книги с гравюрами, раскрашенными от руки, в которых в натуральную величину воспроизводились бабочки или растения, в строго пропорциональном уменьшении – птицы или мелкие рыбы. Юный художник-натуралист, безусловно, в своих штудиях не только копирует натуру, но и невольно подражает популярным книгам по естествознанию. В нижней части листа галловыми чернилами каллиграфическим почерком авторская надпись: «Рис. № 4. Голова Рогатого нырца. (въ нат. вел.)».