Истомин Константин (1886-1942)
Закат солнца в Еникале
1936
Размер - 59,5 x 79,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1517
Поступило от МК СССР. 1980
Константин Николаевич Истомин, живописец, график и педагог, был одним из выдающихся мастеров советского искусства первой половины XX века. Обучение у Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909) заложило основополагающие принципы творчества Истомина, воспитало в нем отношение к цвету как к явлению, подверженному влиянию окружающей среды. Художник много работал над проблемой изменяемости цвета в зависимости от освещения, он виртуозно передавал оттенки цвета, рождающегося из темноты. В творчестве Истомина сказывается увлечение французским искусством, живописью барбизонцев и импрессионистов.
«Закат солнца в Еникале» принадлежит к серии пейзажных работ художника, написанных во время поездок в Крым (1936). В письме к своей ученице Истомин так описывает создание этого полотна: «Чтобы выйти из дому, нужно было сначала навалиться на дверь, а затем с лопатой в руках, прокладывая туннели, почти до плеч, пробираться на улицу за хлебом <…> в сугробах люди спотыкались, буквально утопали <…> Выйти на берег и посмотреть пролив невозможно <…> да и ничего не видно: все в белой мути, видны только деревья на первом плане». Через два дня все стихло, «солнце в небе стояло высоко и грело, но сугробы лежали огромные. Пейзаж – исключительной красоты: среди белизны снега темная полоса моря, а утром и вечером – на небе зажигается заря, бледно-желтая и пылающе-красно-оранжевая. Маленькую вечернюю зорьку я успел написать маслом. Завтра приступлю к большому этюду с утренней желтоватой зарей, а вечером к пылающей заре. Последнее предположение очень трудно осуществимо из-за быстро надвигающейся темноты».
В собрании Третьяковской галереи находится еще одно полотно, написанное художником в этой же поездке, – «Зима в Еникале», 1936.
Истомин стремился писать свет, в каждой своей работе он анализировал, детально разбирал воздействие света на цвет. Само световое пространство становилось целью изображения. Любая картина у Истомина – не плод сочинительства на заданную тему, а результат изучения природы как идеала, к которому художник стремился приблизиться.