Возвращение к фигуративности поставило Малевича перед необходимостью выработать новый изобразительный язык, на котором его искусство могло бы обращаться к современникам. Этот язык не должен быть архаичным: Малевич отвергал и неоклассическую стилизацию, и натуралистическое жизнеподобие, к которому прибегали многие советские живописцы. Как и в ранние годы, основным полем экспериментов и одновременно важнейшей темой его предметной живописи становится человек. На протяжении нескольких лет, обращаясь к этой теме, Малевич синтезировал образ и схему, изображение и знак, назвав этот синтез «полуобразом», или «супрематизмом в контуре» (таков, например, подзаголовок картины
«Женщина с граблями», 1930–1931, Третьяковская галерея).
«Девушка с гребнем в волосах» знаменует следующий этап на пути «очеловечивания» знака, причем Малевич как будто наглядно показывает этот процесс. Фигура составлена из беспредметных геометрических элементов, придающих ей отвлеченный характер. Изобразительный мотив сочетается с принципами супрематизма, его эстетикой и смысловой многозначностью. Околичности еще принадлежат супрематизму, от белого фона до наряда, но появляется и нечто новое. Вероятно, вспоминая собственные слова, сказанные в эпоху создания супрематизма – «всякая плоскость живее лица, на котором торчит пара глаз и улыбка», Малевич воспроизводит эту плоскость, белый гладкий овал, на котором внезапно возникают черты, как будто еще не очень точно попавшие на место, не прочно прикрепившиеся к яйцеобразной основе. Но улыбка уже живет, и вся картина сияет радостью рождения: «полуобраз» превращается в человека.
В «Девушке с гребнем» отчетливо видны связи поздней живописи Малевича с его поисками стиля. Художник выстраивает полуфигуру как идеальное сооружение, сопоставляет прямоугольные и обтекаемые формы, криволинейные и ступенчатые, то соблюдая, то нарушая симметрию, распределяя и уравновешивая детали. В середине 1920-х годов Малевич так же конструировал свою посуду – чайник и чашки, а позднее – «архитектоны», нефункциональные модели зданий и монументов. Если раньше в теории Малевича понятие стиля не было основополагающим, то теперь оно становится важной составляющей его учения. Пусть люди еще не готовы к супрематическому преображению духа, но они могут подспудно воспринимать стилевые принципы современного искусства с помощью организации предметной среды. Этот посыл восприняли ученики Малевича и в дальнейшем успешно работали в дизайне и фарфоре.
В «Девушке с гребнем» Малевич близко подходит к образцам «большого стиля» ХХ века – ар деко. Очевидно, художник сознавал актуальность своей работы и был доволен результатом – об этом свидетельствует точная авторская дата, поставленная на холсте.