«Черный квадрат» Казимира Малевича – одно из самых загадочных произведений ХХ века, радикально перевернувшее прежние представления об искусстве. Впервые работа была показана в декабре 1915 года в Петрограде на Последней футуристической выставке «0,10» в окружении новых беспредметных работ Малевича. Художник повесил «Черный квадрат» на стыке двух стен, выше всех остальных картин, тем самым выделив и подчеркнув его значительность – он венчал всю группу супрематических работ, названных автором «Супрематизм живописи».
Как известно, Малевич выводил происхождение «Черного квадрата» из оформления оперы «Победа над солнцем» (1913), для одного из действий он выполнил эскиз занавеса с изображением квадрата.
Художник считал свой «Черный квадрат» самой беспредметной работой, более того – формулой беспредметного искусства. Для его создания необходимо было оборвать все связи с реальностью, отбросить все традиции, достичь «нуля форм». «Я уничтожил кольцо горизонта, и вышел из круга вещей».
Малевич возвращался к своему главному произведению на протяжении всей жизни. После 1915 года он трижды повторял свой «Черный квадрат». Все три версии были выполнены для разных выставок. Первое повторение связано с Венецианской Биеннале 1924 года, где художник хотел показать свой монументальный триптих – «Квадрат, Круг и Крест» (Государственный Русский музей). Вторым был «Черный квадрат» 1929 года. Последнее повторение «Черного квадрата» небольшого размера Малевич выполнил в 1931–1932 годах (Государственный Эрмитаж) для показа на двух выставках: «Искусство эпохи империализма» и «Художники РСФСР за 15 лет».
«Черный квадрат» (1929) наиболее близок к первоначальному варианту 1915 года и почти точно совпадает с ним по размерам (1915 – 79,5 х 79,5; 1929 – 80 х 80). Он был создан художником для персональной выставки в Третьяковской галерее, открывшейся в конце 1929 года. Один из сотрудников галереи тех лет вспоминал: «На “Черном квадрате” [1915] появились кракелюры. Казимир Северинович принялся писать его повторение для замены гибнущего оригинала. Он весьма старательно копировал свою картину по утрам, когда публику еще не пускали в залы».
На протяжении многих лет Малевич осмыслял свой «Черный квадрат», находил в нем актуальные аспекты, предлагал новые интерпретации. «Квадрат» – «зародыш всех возможностей», формальный первоэлемент: из квадрата «выходят» куб, круг и крест, затем, распадаясь на мелкие элементы, он формирует супрематическую вселенную. Малевич все больше осознавал чистоту воплощения в «Квадрате» идеи беспредметности. В 1920-е годы «Черный квадрат» соединяется в сознании автора с мыслью о беспредметной – непознаваемой – сущности мира и Бога. С размышлениями Малевича перекликаются слова А. Кручёных: «Бог – тайна, а не ноль. Не ноль, а тайна». Квадрат – это ноль форм, но не ноль смысла. В конце 1920-х, выступая перед студентами, Малевич говорил, что хотел передать в «Черном квадрате» «бесконечность и вечность. И если смотреть на его “Черный квадрат” сосредоточенно, не отвлекаясь ни на что, как в “камере обскура”, то в конце концов начнешь это чувствовать».
История «Черного квадрата» не закончилась и, по-видимому, закончиться не может. Он, как персонаж оперы «Победа над солнцем», – Путешественник по всем временам.