С 1890-х годов и до последних дней жизни Аполлинарий Васнецов работал над старой Москвой – главной темой своего творчества. Картины принесли ему известность не только живописца, но и историка, археолога, исследователя народной жизни. Художник выполнил большой цикл архитектурных пейзажей в акварели и масляной живописи, посвященных историческому облику города.
В собрании Третьяковской галереи хранится работа «Старая Москва. Стена Деревянного города». В акварели заметны черты эскизной незавершенности. Мастер выполнял ее как одну из предварительных зарисовок для серии графических картин-реконструкций архитектурного облика столицы. К 1920-м годам признание Васнецова как знатока древней Москвы было значительным. В этот период представители московского Коммунального музея обратились к художнику с заказом о написании произведений, повествующих об историческом развитии города. В трудные послереволюционные годы возможность трудиться над любимой темой подняла творческий дух уже немолодого живописца. Небольшая картина «Стена Деревянного города» посвящена московской крепости, существовавшей с конца XVI до середины XVIII века, которая полностью опоясывала город. В наши дни на ее месте располагается Садовое кольцо. Композиция акварельной работы проста. Автор подробно, с большим вниманием изобразил идущую вдоль земляных валов невысокую деревянную стену с башнями, конструктивно похожую на ранние московские крепости. На переднем плане течет узенькая речка, через которую перекинут бревенчатый мост. В древнем городе идет своим чередом жизнь, по тропинкам возле валов движется непрерывный человеческий поток. Для придания эффекта старины Васнецов использует любимую технику и колорит: охристый акварельный тон мастер оживляет шероховатой линией углем или итальянским карандашом. Научный подход Васнецова к работе над художественными реконструкциями древней Москвы во многом предопределил их непреходящую актуальность.