Этот лист помечен сентябрем 1992-го, когда автору было 92 года. Последняя работа Татьяны Алексеевны Мавриной датирована 1995 годом. Это творчество, не прекращающееся невиданно долгий срок, поистине феноменально. В 1990-е годы Маврина уже почти не выходила на улицу – болезни и старческая немощь все чаще давали о себе знать, но кисть она держала в руке уверенно. Она писала по памяти пейзажи с огромными цветами, а также то, что видела вокруг себя, что могла наблюдать из окна. Чаще всего это комнатные цветы, стоящие на подоконнике, на фоне деревьев, растущих во дворе, либо лежащие там же яблоки или проросшие луковицы.
В этой работе Маврина на фоне своей любимой березы за окном пишет букет увядающих сентябрьских роз. Тем не менее белые и сиреневатые гладиолусы в том же букете по-летнему свежи, а береза за окном по-весеннему озорно подмигивает черными пятнами на гладкой белизне ствола… Грядущую осень должен вроде бы предрекать темно-бордовый цвет узорчатой скатерти. Однако сам этот пестрый узор с белыми пятнышками с красной сердцевиной зрительно облегчает и тяжесть ткани, и тоску осеннего предчувствия у очень старого человека. И еще более разгоняет осенние мрачные настроения лежащая справа читанная-перечитанная, но все так же любимая толстая книга в потертой ярко-красной обложке.
Так незатейливый на первый взгляд натюрморт под кистью художницы превращается в почти философскую притчу о круговороте времен года и об оптимизме, помогающем находить ценность в каждом мгновении жизни.