Кравченко Алексей (1889-1940)
Купальщицы у реки
Размер - 65 x 85
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3936
Поступило от Союза Художников СССР. 1983
Алексей Ильич Кравченко известен как выдающийся график, тончайший ксилограф, офортист и иллюстратор. При этом начинал он как живописец. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, занимался в студии Ш. Холлоши в Мюнхене. В годы Первой мировой войны увлекся гравюрой, но продолжал работать и маслом всю жизнь, писал пейзажи, портреты, обнаженную натуру, претворяя свое поэтическое видение прекрасного. В самовыражении он был абсолютно свободен. Никогда не писал заказных картин и не экспонировал свою живопись, начиная с 1920-х годов, на выставках. Впервые его живописные работы были представлены на персональной выставке в 1973 году, после чего были приобретены российскими музеями. В истории советского искусства живопись Кравченко – довольно редкое явление абсолютной свободы творчества, не затронутого канонами господствующего стиля.
Кравченко родился на Волге, близ Саратова. Путешествовал по Италии, Франции, Греции, совершил поездку в Индию и на Цейлон, был в Нью-Йорке. Глубинные корни саратовской живописной традиции и влияние мировой художественной культуры сформировали художника-романтика, которому были присущи черты своеобразной классичности.
Традиционный для европейской живописи жанр купальщиц – один из любимых в творчестве Алексея Кравченко. Красота женского тела и гармоническое единение человека с природой – тема многих его произведений. Многофигурная композиция, представляющая группу выходящих из воды обнаженных женщин, решена эскизно. Сложные, немного хаотичные движения и жесты купальщиц как бы растворяются в воздушной среде прибрежного пейзажа, их ритм отвечает беспокойному ритму волн, ветру и нависающей темной туче, предвещающей дождь. Нежная гамма серо-голубых, охристых и розоватых тонов создает идиллическую картину волжского пейзажа с песчаными отмелями и холмами на горизонте. В построении картины заметны отзвуки кубизма, появившиеся в живописи Кравченко в начале 1920-х годов, что выражается в угловатой упрощенности форм и пересечении ритмов.