Портрет Муртазы-Кули-Хана
Патрон шедевра
Боровиковский Владимир (1757-1825)
Портрет Муртазы-Кули-Хана
1796
Размер - 58,8 x 42,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.101
Приобретено П.М. Третьяковым. 1881
Портрет персидского принца Муртазы-Кули-хана (1796, Государственный Русский музей) был заказан Боровиковскому русским императорским двором. Картина станет одним из первых опытов художника в создании парадного портрета.
В подготовительном эскизе к большому портрету Боровиковский представляет принца облаченным в роскошное восточное одеяние, стоящим на фоне горного пейзажа. Линия горизонта, как почти всегда в парадных портретах, – очень низкая. Благодаря этому фигура кажется монументальной, величественной, зритель смотрит на нее как бы снизу вверх. Внушительная постановка фигуры кажется вполне естественной и оправданной по отношению к личности изображенного на портрете восточного аристократа. Его умное и тонкое лицо серьезно и задумчиво-печально. Художник эпохи сентиментализма, Боровиковский не мог не обратить внимания на эмоциональный аспект внутренней жизни своего героя – изгнанника, вынужденного искать пристанища на чужбине. Однако эта тонкая внутренняя характеристика вступает в определенный диссонанс с концепцией парадного портрета – произведения, призванного в первую очередь подчеркнуть общественное значение модели, высоту ее социального статуса.
Муртаза-Кули-хан потерпел поражение в борьбе за трон со своим старшим братом, шахом Ага-Магометом, и был лишен всех своих владений. Опасаясь за свою жизнь, он был вынужден бежать из страны. Муртаза-Кули-хан был благосклонно принят российской императрицей Екатериной II, преследовавшей в первую очередь политические цели в отношении Персии. В одном из своих писем она писала об утонченной любезности своего гостя, утверждая, что турки по сравнению с персами – «настоящие грубые мужланы».
В портрете Муртазы-Кули-хана Боровиковский строит живописную выразительность на контрастном сопоставлении больших цветовых плоскостей. Халат из темной ткани, золотая с красноватыми вкраплениями парча, темно-коричневый мех, кушак, красные чувяки и зеленые туфли подчеркивают бледность лица в обрамлении иссиня-черной бороды. Боровиковский с уверенным мастерством изображает нарядные, расшитые узорами ткани, соединяя широкий, свободный мазок с миниатюрно-тщательной выписанностью мелких деталей и украшений.
Два других эскиза этого портрета находятся в Русском музее и в Тверской областной картинной галерее. Это свидетельствует о поиске художником цветового решения парадного портрета. Подобный метод работы Боровиковский использует в создании портрета Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена: эскиз (1799–1800) и парадный портрет (1800, Государственный Русский музей).