Брюллов Карл (1799-1852)
Турок, садящийся на коня
1835
Размер - 34,2 x 27,2
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, сепия
Инвентарный номер - Инв.14013
Поступило из Государственного музея изящных искусств. 1929
Рисунок из серии жанровых композиций, исполненных Брюлловым в Константинополе. В мае 1835 года художник был приглашен участвовать в научной экспедиции в Грецию и Турцию, организованной В.П. Давыдовым. Но в Афинах Брюллов неосторожно искупался, получил солнечный удар, и, тяжело заболев, не смог продолжить путешествие. Из Афин в Смирну он приплыл на бриге «Фемистокл», где капитаном был В.П. Корнилов, будущий знаменитый адмирал. На корабле оказался друг Брюллова князь Г.Г. Гагарин, вместе с которым художник отправился в Константинополь.
Брюллов несколько месяцев прожил в Буюкдере, где находилась русская дипломатическая миссия. Он с интересом изучал незнакомый город, образ жизни его жителей. Эти наблюдения дали новые темы и сюжеты. В отличие от акварельных работ итальянского жанра художник обратился к технике сепии. Это натуральная краска, известная в Европе с середины XVIII века. Ее получали из чернильного мешка моллюсков-каракатиц, работали ею, как акварелью.
Сепия «Турок, садящийся на коня» практически не имеет развернутого сюжета. Брюллов изобразил мгновенье, когда, вдев ногу в стремя, всадник готов оседлать коня. В сложном развороте фигуры художник мастерски показывает начало стремительного движения всадника, точно передает нетерпение скакуна. Простой мотив Брюллов превращает в необычную романтическую сцену, полную экспрессии. Свой акцент в рисунок вносит изображение безлюдной дороги и очертания турецкого кладбища.