«Итальянский пейзаж. Неттуно» – пленэрный этюд Александра Иванова из альбома-папки его пейзажных рисунков. Изображен вид на Неттуно, итальянский городок на берегу Тирренского моря, в 60 километрах южнее Рима. Вдали очертания средневековой крепости у самой воды и возвышающийся на холме собор Сан-Джованни.
Однако Иванова интересует не картина конкретной местности. Как и в других акварелях, выполненных с натуры, главным для художника был опыт световой и цветовой пластики форм. Работая на открытом воздухе, он стремился уловить и передать мгновенное состояние природы.
В основе акварели лежит легкий набросок графитным карандашом – отправная заготовка, по которой Иванов свободно пишет кистью. Он строит объем цветовыми пятнами, смешивая тона и оттенки. Сгущая цвета, художник добивается сложной игры света и тени – в листве деревьев, в изображении земли. Большое нижнее поле листа и участки, сознательно оставленные нетронутыми акварелью, помогают ему создать ощущение солнечного дня, свободного пространства, наполненного воздухом и светом.
Этот небольшой альбомный лист – образец мастерства Иванова как пейзажиста, в акварельной технике с успехом решающего задачи пленэрной живописи.