Портрет каталикоса Грузии Антония, в миру царевича Теймураза Багратиони, – далеко не единственный пример обращения глубоко и искренне верующего художника к образу религиозного деятеля (таковы
«Портрет Михаила Десницкого», «
Портрет Амвросия Подобедова»).
Антоний происходил из древнего грузинского царского рода. Он был четвертым сыном царя Ираклия II Багратиони от брака с княжной Дарьей Дадиан-Менгрельской. В 1783 году, когда Ираклий II признал русский протекторат, Антоний, уже принявший к тому времени постриг, отправляется в составе грузинского посольства в Россию. Через пять лет он возвратился в Грузию и на следующий год был возведен в сан каталикоса – предстоятеля Грузинской православной церкви. Будучи настроен против подчинения грузинской церкви Священному Синоду, Антоний был вновь призван в Санкт-Петербург, где на совещании Священного Синода с него был снят сан каталикоса. С 1811 (года написания портрета) Антоний, которому была назначена пожизненная пенсия, жил в России – сначала в Москве, затем в Тамбове и Санкт-Петербурге, а потом – в Нижнем Новгороде.
Художник изобразил священника в парадном облачении с орденом Св. Андрея Первозванного и двумя панагиями. В левой руке он держит посох, правой – благословляет. Боровиковский, вступивший к этому времени в поздний период своего творчества, когда он обращается к стилю ампир, точно, определенно и уверенно выписывает узоры затканных золотом и жемчугом тканей, бриллиантовых и сканых оправ панагий и резного набалдашника патриаршего посоха. Красивое лицо видного религиозного деятеля, его холеная черная борода написаны виртуозно. Но в подходе к образу уже нет той теплоты и дружеской заинтересованности, которые отличали портреты Боровиковского времени его расцвета. Это традиционное, официальное, парадное изображение – нарядное и красочное, построенное на благородном сочетании интенсивно-голубого, золотого и жемчужно-белого, выполнено с соблюдением всех сложившихся для подобного рода произведений канонов.