Тропинин Василий (1780-1857)
Портрет графини Н.А. Зубовой
1834
Размер - 89 x 69,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.137
Приобретено П.М.Третьяковым у И.Я.Родионова. 1865
С 1830-х годов Тропинин слывет первым московским портретистом. Портрет графини Н.А. Зубовой – один из шедевров художника этого периода. Портрет нелегко отнести к определенному типу изображения, как и многие портреты художника. Образ Н.А. Зубовой явно претендует на репрезентативность. В 1830-е годы портретный стиль Тропинина заметно меняется. Это чувствуется, в частности, в увеличении формата его произведений и стремлении к парадности. При этом художник увлечен передачей яркой индивидуальности модели. Он сумел передать неординарность личности Зубовой, сложность ее характера.
Графиня изображена в темном платье с коричневой накидкой (мантильей). Парадность изображению придает жемчужное колье на шее, браслет на руке и серебряная цепочка, украшающая корсаж платья. На голове у Натальи Александровны замысловатый головной убор, схожий с ренессансным беретом, щедро украшенный султаном из перьев. Существует легенда, что Тропинин спорил с заказчицей по поводу туалета. Графиня настаивала на декольтированном нарядном платье. Художнику с трудом удалось уговорить Н.А. Зубову согласиться позировать в более подходящем ее возрасту туалете.
Зубова изображена как типичная московская барыня. У графини умное и выразительное лицо. Взгляд направлен прямо на зрителя, губы тронула ироничная, несколько высокомерная улыбка. В выражении лица графини Зубовой и во всем ее облике прослеживается наряду с сословной надменностью что-то напыщенно-провинциальное. Это отличало московскую аристократию от петербургской. «В Петербурге любят роскошь, но не любят ничего лишнего; в Москве одно лишнее считается роскошью», – писал А.И. Герцен.
Колорит портрета звучный, краски нанесены плотным слоем. Агрессивным диссонансом звучит ярко-красный берет в сочетании с густым коричневым тоном платья женщины. Эта деталь претендует на парадность, но плохо сочетается со сдержанным тоном всего туалета.
Некоторая курьезность изображения связана с особенностями творческого метода Тропинина конца 1830-х – начала 1840-х годов. В нем исследователи отмечали явное противоречие между романтизацией личности (или бытовизацией ее в соответствии с веяниями времени) и репрезентативным началом.