Брюллов Карл (1799-1852)
Вечерня
1825
Размер - 52,5 x 43
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.208
Приобретено П.М.Третьяковым у П.К.Ферзена. 1871
Картина относится к итальянскому периоду творчества художника. Подобные нарядные виды и бытовые сцены приобретались путешествующими по Италии аристократами в качестве живописных «сувениров». Среди такого рода картин Брюллова – Пифферари перед образом Мадонны (1825), «Пилигримы в дверях Латеранской базилики» (1825) и «У Богородицкого дуба» (1835, все – Третьяковская галерея).
Изображен вход в старинную церковь во время вечерней службы. Видна лишь часть огромного проема церковных дверей с высокой колонной, так как художник стремился придать сцене камерный характер. Композиция картины отличается пространственной глубиной, вдали едва намечен золотистым свечением алтарь. Выщербленная каменная кладка, затейливый маскарон на постаменте колонны, барочные архитектурные формы – своды, арки, фронтон, круглое окно – предстают декорацией для современного «театра жизни».
На ступенях церкви – коленопреклоненные прихожане. Хорошенькая девушка справа и женщина с ребенком у подножия лестницы, старик в монашеском одеянии и швейцарский гвардеец в полосатой форме из охраны Ватикана – эти несколько фигур создают собирательный образ жителей вечного города. Красочная повседневность римских улиц, подсвеченная лучами закатного солнца, заполняет величественное пространство храма.
Художник обозначает место действия табличкой на стене храма «улица Квиринале». Возможно, картина создана под впечатлением от церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале, построенной архитектором Д.Б. Бернини в 1658–1678 годах. Однако нет оснований считать, что Брюллов писал с натуры конкретный храм.
В 1826 году картина экспонировалась в Петербурге на выставке Общества поощрения художников, финансировавшего пребывание Брюллова в Италии. Затем она находилась в собрании графа П.К. Ферзена, одного из заказчиков художника. В 1833–1835 Брюллов общался с супругами Ферзен в Италии и написал их портреты.