На раннем этапе творчества великий исторический живописец и портретист Карл Павлович Брюллов проявлял интерес к изображению житейских частностей. Большинство его романтических бытовых сцен маслом и акварелью было создано во время пребывания в Италии, где художник наблюдал многообразную жизнь городских и провинциальных обитателей, стараясь запечатлеть наиболее трогательные моменты их повседневности. Брюллов был одним из открывателей в искусстве так называемого
итальянского жанра. В произведениях такого рода отразилось очарование, которое испытывали путешественники в ходе знакомства с историей и культурой «страны вечной весны».
Яркая, сочная по своему колориту живопись К.П. Брюллова дополняет выбранный им незамысловатый, приподнятый по своей интонации сюжет. Правую часть композиции занимает далевой пейзаж. Сквозь воздушную дымку и яркий солнечный свет едва проступают очертания гор и контуры древней стены с высокой прямоугольной башней. Внимание зрителя приковывает левая часть изображения, где представлено сложенное из массивных камней строение с оригинальным арочным входом и лестницей. В основании арки около первой ступеньки лежит обломок каннелированной колонны – остаток более раннего античного строения. Поднятая на балюстраду терраса прикрыта густой и сочной зеленью лиственных деревьев. Здесь, в тени деревянного навеса кровли прилажена декорированная фигурами ангелов лепная овальная рама с образом Богородицы. Около него теплится лампада.
Образ Божией Матери является одним из самых почитаемых в православной и католической церкви. Особое отношение к святыне проявляют итальянцы. Лики Пресвятой Девы Марии – Мадонны встречаются в Италии повсюду. Киоты с миниатюрными иконами вставлены в стены домов, ворота и даже в живые деревья. Такие любовно обустроенные места для моления оберегали местных жителей и воодушевляли прохожих, которые обращались к заступнице за покровительством.
На картине Брюллова изображены странствующие итальянские музыканты, пожилой мужчина и юноша в бедной одежде. Они остановились перед входом в дом и славят Мадонну игрой на пифферо — разновидность свирели.
До 1871 года полотном владел близкий знакомый художника П.К. Ферзен, который неоднократно был его моделью. В коллекцию Третьяковской галереи полотно попало по инициативе самого Павла Михайловича, и поэтому отражает вкусы и приоритеты коллекционера.