Голубкина Анна (1864-1927)
Санчета
1905
Размер - 28,5 x 24,5 x 20
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-10
Поступило из Государственного музея- мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Во всех без исключения воспоминаниях об Анне Голубкиной лейтмотивом звучит утверждение о сильной привязанности скульптора к родному Зарайску и своей семье. В долгие отлучки из дома, сначала во время учебы, а затем в годы жизни в Москве, в ее письмах всегда были вопросы о младших домочадцах. Они были окружены особым ее вниманием и заботой. Случалось, что дети подолгу гостили в московской мастерской. Санчетой в семье называли племянницу Анны Голубкиной Александру. Вероятно, прозвище появилось как произносимое на французский манер домашнее имя Саня. Впервые оно встречается в письме Голубкиной из Парижа. Санчета, как и ее сестры, с малых лет неоднократно становилась моделью скульптора. Голубкина вообще любила лепить детей. Целая галерея детских лиц со временем собралась на полках ее мастерской. Зарайская знакомая Анны Семёновны Серафима Царевская вспоминала: «Однажды она мне сказала про моего маленького братишку: – Знаете, что, Сора, пришлите ко мне вашего брата, я его сделать хочу; он на галчонка похож».
В первые годы ХХ столетия трогательный нежный возраст любимой племянницы совпал с началом самостоятельного творчества Анны Голубкиной. Неудивительно, что одной из первых работ этого времени стал портрет Санчеты. Здесь сошлись и семейная привязанность, и любование очаровательным маленьким существом. В небольшой скульптуре перед зрителем в облике ребенка предстает весь огромный детский мир, сотканный из любопытства, удивления, ожидания и настороженности. Портрет настолько удался, что Голубкина повторила его в мраморе в том же году; теперь мраморный вариант хранится в Государственном Русском музее.
В 1932 году семья скульптора преподнесла бронзовый портрет в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения Голубкиной были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1975 году, когда музей был восстановлен.