Лирическая ясность образа – главный лейтмотив известного произведения Анны Голубкиной «Березка». Годы создания «Березки» характерны последним для скульптора творческим подъемом. К сожалению, это всего лишь несколько лет плодотворной работы, отмеченных радостью от возможности самой работы, когда болезнь на время отступила, а жизнь в послереволюционной Москве понемногу наладилась.
Существует сразу несколько выполненных в разных материалах скульптурных этюдов статуи «Березки». В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится двухметровая деревянная заготовка, что дает основание считать дерево финальным материалом замысла. Наряду с большой формой пластилиновый этюд послужил созданию выразительной миниатюрной статуэтки «Березка» в технике майолика.
Увлеченная созданием образа, Анна Голубкина приглашала позировать знакомых молодых девушек, отдельно для головы и для фигуры. В воспоминаниях одной из моделей «Березки» М.М. Посниковой-Лосевой приводятся такие слова скульптора: «Представь себе, что ты идешь против ветра. Голову подними выше». В этюде «Березка. Голова» видны индивидуальные черты позировавшей женщины, скорее всего, это кто-то из ближнего круга скульптора. Но на следующем этапе работы над образом «Березки» Голубкина откажется от индивидуального в пользу большей условности.
Название скульптуре придумал случайный посетитель мастерской, который, стоя перед фигурой девушки, воскликнул: «Ишь! Как березка на ветру качается!». Это так понравилось Анне Голубкиной, что название закрепилось за работой. В стройной фигуре молодой девушки и правда просматривается силуэт трепещущего на ветру деревца. Во всем ее облике чувствуется гибкая юность, свежесть и радость жизни.
Запоминающийся силуэт фигуры приобрел качество эмблематическое и даже «биографическое». Неслучайно можно встретить изображение именно «Березки» на обложках советских книгах о Голубкиной.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед посетителями.