Своим стройным силуэтом запоминается одно из поздних и самых узнаваемых произведений Анны Голубкиной «Березка». В фонде музея хранятся графические наброски к этой скульптуре. Существует сразу несколько скульптурных этюдов, выполненных в разных материалах (пластилин, гипс, отлив из гипса с пластилином). В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится двухметровая деревянная заготовка к «Березке», что дает основание считать дерево финальным материалом замысла; небольшой пластилиновый этюд послужил формой к созданию выразительной миниатюрной статуэтки «Березка» в технике майолика. Такое количество этюдов и вариантов указывает на увлеченность скульптора рождаемым образом. Наличие эскизов и этюдов позволяет с редкой для скульптуры наглядностью угадывать сам ход рождения замысла: обычно первоначальные штудии Голубкиной не сохранялись. Здесь можно наблюдать, как вместе с размером меняется мера условности, уточняются силуэт и детали, определяются основные пластические мотивы.
В воспоминаниях одной из моделей «Березки» М.М. Посниковой-Лосевой приводятся такие слова скульптора: «Представь себе, что ты идешь против ветра. Голову подними выше». Название скульптуре случайно придумал посетитель мастерской, но оно так понравилось самой Анне Голубкиной, что закрепилось за работой.
В фигуре молодой девушки просматривается силуэт трепещущего на ветру деревца, во всем ее облике чувствуется гибкая юность и свежесть. Вспоминается известный в русском песенном фольклоре образ березки, где за наивным рассказом о дереве скрывается судьба юной героини:
Во поле берёзонька стояла
Во поле кудрявая стояла…
Годы создания произведения «Березка» характерны последним для скульптора творческим подъемом. К сожалению, это всего лишь несколько лет активной работы, отмеченных радостью от возможности самой работы, когда болезнь на время отступила, а жизнь в послереволюционной Москве понемногу наладилась. Редкая для всего творчества Анны Голубкиной лиричность стала главным лейтмотивом «Березки». При этом нельзя не отметить смелость пластического решения. Дробная поверхность не разрушает целостности композиции, любая деталь служит общему. А запоминающийся силуэт фигуры приобрел качество эмблематическое и даже «биографическое». Неслучайно столь часто можно встретить изображение именно «Березки» в советских книгах о Голубкиной.
В 1932 году произведение было передано семьей скульптора в дар государству в составе полностью сохраненного наследия скульптора. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. В 1952 году он был ликвидирован, произведения были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.