Голубкина Анна (1864-1927)
Левая ступня. Фрагмент скульптуры «Старость»
1898
Размер - 16 x 26 x 14,5
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-155
Поступило из Государственного музея- мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Несомненно, этюд левой ступни является фрагментом созданной Анной Голубкиной во Франции скульптуры «Старость». Трудно сказать, при каких обстоятельствах возникла эта часть, – быть может, был разбит при транспортировке второй отлив скульптуры или сама Анна Семёновна решила уничтожить отлив, который ее не устраивал по качеству исполнения, но сохранила фрагмент, показавшийся ей значимым.
Скульптура «Старость» выполнена Голубкиной в 1898 году в Париже, где она брала уроки у Огюста Родена, который давал ей неожиданные задания: лепить части человеческого тела, чтобы оттачивать мастерство. В одном из писем сестре Голубкина удивляется острому уму учителя: «...Удивительно умный Роден, задал мне очень трудную и полезную вещь, еще никто мне не говорил этого, и я никогда не делала руки, и теперь страшно трудно сделать...». Этюд вылеплен эмоционально, в свободной импрессионистической манере. Быстрыми мягкими мазками скульптор организует форму, подвижные мазки сохраняют следы рук мастера, создавая живую фактуру поверхности, отличающуюся от академической манеры активным взаимодействием со светом и воздухом.
Роден советовал подождать с исполнением фигуры в натуральную величину, но Голубкина, по совету матери, решила лепить большую работу. Молодой русский скульптор пригласила позировать ту же натурщицу, которая ранее была моделью Родена при создании работы «Та, которая была прекрасной Ольмьер» по мотивам произведения Франсуа Вийона «Жалобы пригожей Оружейницы». В прочтении Родена главной в образе выступает бытовая сторона: старуха горюет об утрате юного тела. В отличие от учителя Голубкина невербально рассказывает зрителю, что за отрешенностью «Старости» стоят глубокие внутренние переживания, осмысление прожитого, смиренность и принятие прошлого.
Представив скульптуру на ежегодной выставке Французской Академии литературы и искусства, так называемом Салоне, Голубкина была удостоена медали III степени и вернулась в Россию признанным скульптором. Посетители выставки говорили: «Как красиво это ужасное», парижан поражала новизна образного решения. Право говорить собственным неповторимым языком Голубкина упорно отстаивала своими работами на протяжении всей жизни. Она принадлежала к тому поколению русских скульпторов, которые, пренебрегая академическими правилами, создавали новый язык пластики. Эти усилия и привели к перевороту средств выразительности в русской скульптуре Серебряного века.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.