Голубкина Анна (1864-1927)
Лесник
1906
Размер - 31,5 x 17,5 x 9
Материал - гипс
Инвентарный номер - МГ СК-156
Поступило из Государственного музея- мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Анна Голубкина часто гуляла в лесу, который давал ей силы и образы для новых произведений. В Зарайске Анна Семёновна была знакома с лесником, о сыне которого хлопотала перед знакомыми, когда его несправедливо исключили из церковной школы. Старик-лесничий заинтересовал скульптора не только своей колоритной внешностью, но внутренним состоянием, самим образом, несущим печать прожитых лет. «Она действительно очень любила старух и стариков и создала в своем искусстве полные лиризма образы их», – вспоминает племянник скульптора Н.Н. Голубкин.
Пластическими средствами скульптор выявляет в портретном образе старика скрытую, почти сказочную сущность лесного человека. Голубкина прорабатывает бугристой фактурой поверхность изображения. Впадинами выявляет глубоко посаженные, с прищуром глаза с цепким взглядом, словно спрятавшиеся под мохнатыми бровями. Он сам словно мифическое лесное существо, так напоминающее «Пана» М.П. Врубеля.
Не исключено, что в образе лесника отголоском отозвалась память о деде Поликарпе Сидоровиче Голубкине, воспитавшего внуков после смерти их отца. «Рассказы старого деда влияли на ее впечатлительность; каждый кустик, ветка, кочка вызывали образы», – вспоминала близкая подруга Голубкиной З.Д. Клобукова. В творчестве Голубкиной насчитывается достаточно большое количество произведений, посвященных старости как особому явлению жизни. Анна Семёновна говорила, что из всех времен года больше всего любит осень, а из всех возрастов человека – старость. Анна Голубкина вошла в искусство с «Молящейся старухой» (1889), фигура «Старость» (1898) принесла ей первую славу. В расцвете таланта Голубкина вырубает из мрамора портрет зарайской жительницы – своего рода «крестьянскую Хатшепсут», и называет ее «Старая» (1908). Между этими работами и после них Голубкина выполнила множество этюдов с пожилых людей. Интерес Голубкиной к старикам связан с самой профессиональной сущностью скульптора. Лица стариков с морщинами, их худые тела с выступающими костями, суставами и мышцами чрезвычайно интересны с точки зрения лепки своей структурой, тектоничностью, рельефностью. В их лицах скульптор находила то, чего еще нет у молодых: опыт, значительность, внимание, тишину, внутреннюю потусторонность.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора, и в том числе маска лесника, были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен и вновь распахнул двери перед посетителями.