Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов. Автор любимых в России и во всем мире произведений «Анна Каренина», «Война и Мир», «Живой труп», «Воскресенье». Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения религиозно-нравственного течения – толстовства.
Портрет великого писателя А.С. Голубкина исполнила в глине в 1927 году. Cтавший одним из самых значительных образов Толстого в скульптуре, он затем был отлит в гипсе, после чего Голубкина приступила к переводу произведения в дерево. Бюст писателя и мыслителя был заказан недавно открывшимся в особняке на Пречистенке Музеем Льва Толстого. Инициатором обращения именно к А.С. Голубкиной стал совсем молодой сотрудник музея, 18-летний Андрей Чегодаев, будущий известный искусствовед. Он был поклонником таланта Голубкиной, а потом – свидетелем выполнения портрета.
Резчик по дереву Иван Иванович Бедняков, работавший со скульптором с 1909 по 1927 год, вспоминал, что Голубкина была очень строга в работе, внимательна к выбору дерева. Столяр готовил для художницы рабочие заготовки – обрубал до намеченных объемов, чтобы дальше Голубкина могла приступить к творческой части. Принимал он участие и в подготовке формы для бюста Льва Толстого. Рассказывая уже в конце 1940-х годов сотруднику музея Е.А. Рахмановой о своей работе с Анной Семёновной, он вспомнил и эпизод с созданием заготовки для будущего бюста Л.Н. Толстого: «Дерево для работы мы с Анной Семёновной ездили выбирать вместе. Нашли толстые доски березы и привезли в мастерскую, чтобы начать работу над бюстом, бруски надо было склеить, что я и исполнил. Но при склейке я не учел, что сердцевина дерева значительно темнее, чем кромки его. Склеенные куски значительно отличались друг от друга по цвету. Эта неоднородность окраски сильно расстроила Анну Семёновну.
– Как же вы, такой опытный мастер, а недосмотрели. Надо было сердцевину выпилить, а тогда уже склеить. А то он вон какой полосатый.
Действительно, полосы были заметные. С одной стороны, тут было мое упущение, но, с другой стороны, я боялся, что при выпиливании сердцевины получатся лишние бруски дерева. Мои соображения я откровенно высказал Анне Семёновне.
– Ну, ничего, – успокаиваясь, сказала она. – И на старуху бывает проруха. Я поеду летом в Зарайск, там у нашего плотника, наверное, остались куски березы. Там и склеим...».
К сожалению, работа не была закончена скульптором.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе всего тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. В 1952 году музей был ликвидирован, работы по большей части переданы на хранение в Государственный Русский музей. Но данная заготовка осталась в мастерской скульптора в Большом Лёвшинском переулке. Лишь в 1976 году, когда произошло второе открытие музея, племянница скульптора и бывший директор музея-мастерской передала начатую, но незаконченную работу в дар.