Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949) – ключевая фигура культуры Серебряного века – времени расцвета всех областей литературной, философской и художественной жизни России конца XIX – начала XX века. Он был блестящим знатоком Античности и эпохи итальянского Возрождения, талантливым писателем, теоретиком искусства, имел непререкаемый авторитет среди молодых поэтов. Неподражаемый собеседник и блестящий лектор, он выступал с докладами в ведущих интеллектуальных обществах и кружках Москвы и Петербурга.
Встретив Вячеслава Иванова во время одного из его публичных выступлений в Московском религиозно-философском обществе или в Литературно-художественном кружке, Голубкина пригласила его позировать. Она вылепила портрет философа в начале 1914 года. Бюст был переведен в гипс и тонирован, то есть покрыт темной краской, имитирующей бронзу. Тогда же, в феврале 1914 года, художница передала в дар портрет самому Вячеславу Иванову, тот установил его в гостиной своего московского дома на Зубовском бульваре и с заметной гордостью демонстрировал гостям. «В Москве скульптор Голубкина сделала его бюст. Работала она в своей мастерской, и Вячеслав должен был ходить к ней на сеансы. Но кроме того, она часто приходила к нам просто в гости. Когда бюст был готов, его перенесли к нам в гостиную», – вспоминала дочь Вячеслава Иванова Лидия Вячеславовна.
Скульптура построена на сопоставлении тяжести и инертности с порывом и движением. Массивный грузный корпус венчает устремленная вперед голова, вылепленная прихотливыми подвижными мазками. Не менее важно скрытое глубинное движение – вовнутрь и вовне. Философ погружен в себя, но вместе с тем его пристальный взгляд направлен на собеседника. Инертная масса материала одухотворена активной творческой мыслью. «Голубкина сделала бюст Вячеслава – силы Бетховенской – титанический размах», – передавал свое впечатление свидетель создания портрета, друг Вячеслава Иванова философ Владимир Эрн (1882–1917).
За внешностью философа, которую многие находили заурядной, художница увидела силу мысли, неустанную работу интеллекта. Не изменяя портретному сходству, Голубкина создала образ, воплощающий идею величия человеческой души, вечно стремящейся к идеалу и постижению истины.
Уезжая в 1924 году в Италию, Вячеслав Иванов оставил бюст у своего верного друга Ивана Моисеевича Дегтяревского (1891–1961). В 1977 году открытый вновь годом раньше Музей-мастерская А.С. Голубкиной приобретает портрет у наследников Дегтяревского. В 1986 году музей-мастерская вошел во Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».