В русском изобразительном искусстве начала ХХ века тема танца, балета и театра – одна из самых любимых. Красочную галерею произведений на эту тему создали художники Александр Бенуа, Лев Бакст, Николай Сапунов, Зинаида Серебрякова и многие другие.
На рельефе изображена одна из участниц труппы пластического танца, чрезвычайно популярного направления в начале прошлого века. Особенно оно пользовалось успехом среди людей искусства, художников, музыкантов. Поэт Максимилиан Волошин так описывал выступление знаменитой студии Эллы Ивановны Рабенек: «Зала освещена притупленным светом. За рампой из белых гиацинтов на фоне тяжелых складок одноцветной ткани, внезапно возникая из тени, затаившейся в них, стройные полудевичьи, полуотроческие фигуры в прозрачных хитонах, смутно выявляющих очертания их тел, молча, в глубокой тишине, наступающей от музыки, совершают радостные таинства танца…». В числе восхищенных зрителей оказалась и Голубкина, она даже пригласила Эллу Рабенек позировать в свою мастерскую и сделала с натуры несколько графических зарисовок.
В танцевальных этюдах, которые исполняли русские последовательницы Айседоры Дункан, нередко использовались стилизованные движения, заимствованные из античной вазописи и рельефов Древнего Египта. Вот и изображение дамы Голубкина дает как бы сквозь призму древнеегипетского искусства. Она применила способ создания рельефа путем углубления ниже плоскости каменной плиты. Фигура также неуловимо напоминает древние изображения: голова повернута почти в профиль, руки опущены вдоль тела и плотно прижаты, фигура неподвижна, но в то же время полна внутреннего движения, словно вот-вот девушка начнет танец.
Возможно, «Дама» – землячка и хорошая знакомая Голубкиной Людмила Алексеева (1890–1964). Она танцевала главные партии в постановках студии Рабенек, а потом сама занялась преподаванием и режиссурой пластического танца. Один из этюдов создан ею под впечатлением композиции Голубкиной «Птицы» (1908). В репертуар современных студий пластического танца до сих пор включают ее хореографические миниатюры «В пещере горного короля», «Орфей и Эвридика» и многие другие.
В 1932 году семья скульптора передала произведение в дар государству в составе тщательно сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Творения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.