Голубкина Анна (1864-1927)
Городничий. Персонаж из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»
1908
Размер - 43 x 37 x 25
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - МГ СК-237
Поступило из Государственного музея- мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Портретный бюст Городничего – это образ литературного персонажа из произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», выполнен скульптором в эмоциональной импрессионистической манере.
Возможных причин появления этой работы в творчестве Голубкиной было несколько. Одна из них – конкурс на сооружение памятника Н.В. Гоголю, объявленный в 1902 году. Участвовала ли в данном конкурсе Голубкина – доподлинно неизвестно. Однако сохранились сведения о том, что в 1902 году скульптор делала в мастерской Строгановского училища у форматора Г.И. Савинского несколько экземпляров отливов портретов Н.В. Гоголя в натуральную величину. В настоящий момент местонахождение этого произведения неизвестно. Данный факт дает основания предполагать, что скульптор, которая была увлечена идеей создания монументальных работ, готовила портрет для представления на конкурсе к 50-летию со дня смерти писателя. Ни один из конкурсных проектов не был утвержден, и в 1906 году выполнение монумента было поручено скульптору Н.А. Андрееву, предложившему неожиданную трактовку образа писателя – в период усталости и болезни. Пьедестал памятника Андреева обрамлен бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя, в том числе и «Ревизора».
Другая причина создания столь необычного произведения в творчестве Голубкиной кроется в любви Анны Семёновны к театру. Посещала она чаще всего Художественный театр – вспоминает ее современник и друг В.В. Трофимов. Она любила постановки Н.В. Гоголя и А.Н. Островского. Так, например, 18 декабря 1908 года она видела премьеру пьесы «Ревизор», в которой городничего играл актер Илья Матвеевич Уралов (Коньков) (1872–1920), специально приглашенный в МХТ на эту роль. Комедия привела ее в восторг, и, вдохновившись ею, скульптор создала двух персонажей – попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Землянику и взяточника городничего Антона Антоновича Сквозняка-Дмухановского. На это указывает несомненное сходство скульптурного образа городничего с обликом актера, исполнявшего роль Городничего в постановке 1908 года. В традициях метода Голубкина вначале вылепила маску, также носящую черты непосредственного сходства с актером Ураловым.
Оба портрета – и Городничего, и Земляники – выполнены в жанре гротеска, той высшей степени комического, которая связана с чрезмерным преувеличением в сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комичного. Голубкина изобразила своих героев в положениях из немой сцены, которая занимает центральное место в постановке МХТ. Именно эти черты значительно отличают ее работу от рельефов Андреева, который выполнил их на пьедестале памятника Гоголю в стилистике шаржа.