Голубкина Анна (1864-1927)
Мать с ребенком. Камея
1910-е – первая половина 1920-х
Размер - 4,6 x 4,2
Материал - слоновая кость
Техника - рулетка
Инвентарный номер - МГ К-6
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В творчестве Анны Голубкиной значительное число произведений посвящено теме материнства. Камея «Мать с ребенком» исполнена одновременно и духовной возвышенности, и жизненной убедительности. Образ матери, низко склонившей голову к ребенку, несмотря на отсутствие знаков святости, восходит к образу Богородицы, накинутый на голову плат напоминает мафорий. Классически ясный, почти греческий профиль далек от идеальности, но сам облик близок к христианскому изводу изображения Богоматери – «…лицо овальной формы, нос удлинен, рот маленький, миндалевидные глаза широко открыты, брови дугообразные». Однако прильнувший к ее плечу ребенок, почти скрытый головой матери, – из мирской жизни.
По свидетельству близких, Голубкина очень любила детей, она часто лепила своих племянниц, знакомых ребятишек. Камейный образ ребенка напоминает известное произведение, выполненное в мраморе, – «Ребенок» (1909). Художница с одинаковым вниманием относилась и к станковым произведениям, и к небольшим камеям, с одинаковым усердием трудилась над их созданием. Она служила одной красоте, не разделяя произведения на ведущие и второстепенные, – камеи тоже были важной частью ее труда скульптора, делом ее внутренней жизни.
Христологическая тема играла большую роль в творчестве Голубкиной, в 1911 году она посвятила ей целую серию станковых произведений. Несомненно, она много размышляла. Близкий друг Анны Семёновны Надежда Чулкова, жена поэта-символиста Григория Чулкова, писала в воспоминаниях о скульпторе: «Она была человек высокого строя, и разговоры наши были о важном для человека, о вечном, о спасении, о христианстве».
В камее Голубкина применила один из своих излюбленных приемов, который часто использовала в мраморах, – легкую тонировку поверхности, нарушающую монотонность ровного цвета пластины. Она нанесла ее не сплошь, а по рельефу, отрывая форму от поверхности и придавая ей объемность.