Голубкина Анна (1864-1927)
Женщина с прической в сетке. Камея
Конец 1910-х - первая половина 1920-х
Размер - 6,5 x 5
Материал - слоновая кость
Техника - рулетка
Инвентарный номер - МГ К-7
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Миниатюрное профильное изображение женщины с прической, убранной в сетку, создано Анной Голубкиной в стилистике античной камеи. Древнее искусство глиптики – резьбы на цветных камнях, слоновой кости или раковинах – достигло такого совершенства в античном мире, что стало своеобразным эталоном, от гипноза которого могли освободиться лишь немногие мастера. В произведении, отмеченном тонким художественным вкусом, проявилось не только осознанное стремление Голубкиной сделать своего рода реплику на классические образцы, но и хорошее знание основ античной пластики. В женском образе профильной камеи скульптор создает образец спокойствия и гармонии, в чем, несомненно, можно увидеть увлечение работами древнегреческих ваятелей середины V века до н.э. Мирона и Поликлета, создававших произведения, исполненные внутренней энергии, не выраженной во внешнем действии. Спокойный ритм линий величественного профиля в камее нарушен взвихренными штрихами резьбы волос, покрытых сеткой. Контраст гладких и динамичных плоскостей и задает искомую Голубкиной жизненную силу в столь малом изображении.
К популярному в XIX веке жанру мелкой пластики Голубкина обратилась в то время, когда искусство глиптики не было востребовано. В трудные послереволюционные годы, когда отсутствовали заказы и материальная поддержка, а в холодной нетопленой мастерской невозможно было заниматься крупными формами, Анна Семёновна, которая «существовать могла только искусством», стала резать камеи из морских раковин и слоновой кости. Работая во Вхутемасе, она брала уроки у педагога С.Ф. Бобровой, в короткий срок овладев этим сложным искусством. Друзья достали ей бормашину, а ученики «рыскали по рынкам, по антикварным магазинам, по знакомым, отыскивая всюду и биллиардные шары, и раковины, из материала которых рождались художественные камеи», – вспоминал близкий друг скульптора В.В. Трофимов. Поскольку техника резьбы по твердым материалам практически не изменилась со времен Античности, Анна Голубкина могла заниматься творчеством в малых формах, реализуя свою внутреннюю страсть и обеспечивая материальное существование.