Камею «Мать с ребенком» Анна Голубкина создала из раковины, похожей на драгоценный сардоникс. Скульптор выполняет белое рельефное изображение, оставляя темный фон, избирая неожиданную композицию – значительный наклон головы матери и расположенный горизонтально, практически параллельно ее профилю, младенец. Каскад складок ткани прихотливой волной объединяет мать и ребенка. Тонкие резки формируют уложенные в прическу волосы.
Сохранилось несколько камей с одинаковым названием «Мать и дитя». В них художница воплощает силу тихих человеческих чувств. Теме материнства Голубкина посвятила целый ряд произведений, два из которых – рельефы из мрамора –
«Мать и ребенок» (1913),
«Материнство» (1925; оба – Музей-мастерская А.С. Голубкиной, Государственная Третьяковская галерея), а также несколько камей. С одинаковым вниманием и усердием художница относилась и к станковому произведению, и к небольшой работе. Она служила одной красоте, не разделяя произведения на ведущие и второстепенные.
В послереволюционное время, когда возникли сложности с заказами и со здоровьем, Голубкина обратилась к изготовлению малых форм – камей, компенсировав тем самым невозможность работы с крупными произведениями. Преподавая во Вхутемасе, она даже стала брать уроки резьбы по раковине у педагога Софьи Бобровой, быстро освоив технологию работы с новым для себя материалом. В 1920-е годы в творчестве скульптора нарастало тяготение к античной строгости форм. Именно в этот период в искусстве камей происходили изменения – изображение женщин утонченных, хрупких, как в произведениях Голубкиной, сменили профили полнокровных дам с сильными шеями, которых предпочитали изображать в изделиях начала ХХ века другие скульпторы.