В июне 1913 года Анна Голубкина совершила поездку в Архангельск, откуда пишет: «Не могу просто написать, было холодно или жарко, а невольно за саму музыку хочется зацепиться. Нет, уж я лучше весь север оставлю в стороне. Или сделаю что-нибудь, а не осилю, так расскажу вам после». Оказавшись в краях, где большое распространение имела резьба по кости, скульптор, несомненно, видела «иконы на рези» по белой кости «инроговой» (животных), которая употреблялась в русском религиозном искусстве с XIV века и за свою белизну и прочность считалась символом чистоты и твердости духа. Возможно, произведение создано под влиянием поездки на Север.
Пластина с изображением дитя, высоко поднятого матерью, напоминает иконные образы Богородицы и Христа-младенца: лица строги, но не каноничны, отсутствуют знаки святости, но накинутый на голову матери плат отсылает к мафорию Богоматери, как и сам образ к изводу так называемой «васнецовской Божьей Матери».
Голубкина разворачивает изображение на зрителя в обратной перспективе – прорабатывая в низком рельефе образ младенца и практически уплощая его в руке и фигуре матери, чем достигает эффекта бесплотности. Тот же пластический прием использован позднее и в рельефе «
Материнство» (1925, Музей-мастерская А.С. Голубкиной). Близкий друг Анны Семёновны В.В. Трофимов вспоминал, что, когда он высказал свое мнение о его незавершенности, скульптор ответила: «Вот это мне только и нужно». Преодоление натуры и выявление внутреннего смысла лежали в основе творчества Голубкиной.
Голубкина во многих своих работах искала силу тихих человеческих чувств. Добрый знакомый А. Голубкиной, гениальный русский мыслитель рубежа XIX–XX веков Павел Флоренский писал: «В наше время наблюдается жажда религиозной цельности жизни...». Сплав богоискательства и философии нашел свое воплощение в произведениях многих русских художников эпохи модерна. В определенном смысле и данная пластина есть продолжение поисков духовной составляющей жизни и особого религиозного смысла красоты, порождающей истину.
Вероятно, скульптор использовала некую раннюю заготовку: с оборота пластина сплошь покрыта тонкими графическими прорезями крестов, сделанных, по мнению специалистов, иным «почерком». Крестов всего десять, и они трех типов: четырехконечный, «виноградная лоза» и круглый нахлебный.