Выросшая в Зарайске Анна Голубкина, с детства хорошо знавшая и любившая мир растений, могла познакомиться с ботаническим гербарием как направлением в искусстве во Франции в 1890-х – 1904 годах, когда, обучаясь, жила в Париже. Во время поездки в Крым в 1909 году она, по совету подруги Александры Хотяинцевой, начинает рисовать растения. Так возникает обширная коллекция, которую Голубкина ведет многие годы. Родные вспоминали, что, приезжая в Зарайск, где Анна Семёновна обычно проводила лето, она «ходила по полям и собирала цветы», зарисовывая их уже дома. Возможно, много занимаясь с детьми, она использовала акварели для их знакомства с миром природы.
Обычно подписывая названия изображенных на листе растений, что свидетельствует о хорошем знании скульптором флоры, Голубкина в этом случае не оставила записей. Два из изображенных полевых цветка узнаваемы – это ночная фиалка (левкой) и растение из семейства астровых – кореопсис. Но остальные изображенные растения определить сложно. И дело не столько в отсутствии обязательных в жанре ботанической иллюстрации надписей, сколько в самом типе изображения – Голубкина не стремится воспроизвести все части растения, зафиксировать его строение. Работая в основном акварелью сразу на лист или по легкому карандашному контуру, в собственном травнике она оставляет многие пустоты поля, не заботится о передаче светотени и объема, что сближает ее рисунки с листами из средневековых книг. Но сам принцип изучения растения и изображения с натуры восходят к открытиям в этой области художников эпохи Возрождения.
Созданный для душевного отдохновения, ботанический гербарий Анны Голубкиной никогда не экспонировался и был известен лишь узкому кругу друзей. Впервые листы с изображениями растений были представлены в 1944 году на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора. Большую роль в этом сыграло мнение Председателя оргкомитета Союза художников СССР А.М. Герасимова, который, выступая в июне 1943 года на VIII Пленуме Союза художников, эмоционально рассказал о своем недавнем знакомстве с рисунками А.С. Голубкиной: «…Я недавно был просто поражен одним фактом... Как-то ко мне в мастерскую пришла племянница Голубкиной, принесла папку с рисунками и просила моего совета – стоит ли обнародовать... Когда я просмотрел их, я был поражен тем, что около 250 листов бумаги было исписано акварелью с наших полевых листов и разных травок... Вот какая беспредельная любовь к русской природе была у этой замечательной художницы».
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.