Изображенные травянистые растения во времена Голубкиной можно было встретить повсюду – они обильно заселяли поляны и лесные опушки. Любка двулистная считалась в народе приворотным любовным снадобьем, и названа так была за два крупных прикорневых листа, которые и изобразила художница. Купену многоцветковую называют еще соломоновой печатью, в память о легендарном библейском царе, отметившем купену своей печатью за ее полезные свойства, – считается, что следы печати до сих пор можно увидеть на корневище. Изображая на плотном сером фоне быстрыми мазками высокие растения, усеянные мелкими цветами, художница добивается буквально сияния белого цвета, что удачно акцентирует глухой зеленый тон листьев и стебля.
По свидетельству родных Анны Голубкиной, она «глубоко любила природу. Но особенно крепко любила она природу русскую, коренную, свою...». Племянница Вера Голубкина вспоминала, что «из цветов она любила только полевые. Про садовые цветы она говорила, что они грубые, не находила в них тех тонких тонов, которые ощущала в полевых цветах». Обычно проводя лето в Зарайске, Анна Семёновна часто ходила с детьми на прогулки, во время которых собирала полевые и луговые цветущие растения, а дома рисовала их. До наших дней дошло около 300 листов собственного акварельного гербария А.С. Голубкиной, созданного ею в 1910–1927 годах, в который вошло более 400 видов растений.
С детства хорошо знавшая и любившая мир растений, Голубкина могла познакомиться с ботаническим гербарием как направлением в искусстве во Франции в 1890-х – 1904 годах, когда, обучаясь, жила в Париже. Ботаническая иллюстрация – специфический жанр в искусстве, совмещающий точность в передаче вида растения с художественной выразительностью. Созданный для душевного отдохновения, а не для коммерческого использования, личный акварельный гербарий Анны Голубкиной никогда не экспонировался и был известен лишь узкому кругу друзей. Впервые листы с изображениями растений были представлены в 1944 году на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора. Председатель оргкомитета Союза художников СССР А.М. Герасимов заметил: «…Как-то ко мне в мастерскую пришла племянница Голубкиной, принесла папку с рисунками и просила моего совета – стоит ли обнародовать... Когда я просмотрел их, я был поражен тем, что около 250 листов бумаги было исписано акварелью с наших полевых листов и разных травок... Вот какая беспредельная любовь к русской природе была у этой замечательной художницы».
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.