Голубкина Анна (1864-1927)
Неизвестное растение. Сплахнум. Росянка круглолистная. Ясколка луговая
1910-е - первая половина 1920-х
Размер - 32 x 24
Материал - бумага, тонированная акварелью
Техника - акварель, фиксатив
Инвентарный номер - МГ Р-113
Поступило из Государственного музея- мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Четыре изображенных на листе растения Анна Голубкина могла принести домой после похода в лес, возможно, на болота, где растет одно из них – насекомоядная круглолистная росянка. Быть может, оттого художник тонирует лист сдержанным зелено-голубым цветом, на котором рисует три цветка, два из которых – росянка и ясколей, и еще одно растение, которое подписывает – «сплоень». Согласно словарю В. Даля, «сплоень» – это гриб, а само слово «сплоить» французского происхождения и означает «собрать сборочками, сложить складками (сплоенье, сплойка)». Изнанка шляпки пластинчатых грибов действительно напоминает гофрированную юбочку. Однако у Голубкиной изображен не гриб, а одна из разновидностей листостебельного мха – спла́хнум, или сплахн (Spláchnum). Светлые шляпки-блюдца, качающиеся на тоненьких стеблях, похожи на грибы, и художница могла не знать об их принадлежности, написав употребляющееся в народе название.
Выросшая в Зарайске Анна Голубкина, с детства хорошо знавшая и любившая мир растений, могла познакомиться с ботаническим гербарием как направлением в искусстве во Франции в 1890-х – 1904 годах, когда, обучаясь, жила в Париже. Во время поездки в Крым в 1909 году она, по совету подруги Александры Хотяинцевой, начинает рисовать растения. Так возникает обширная коллекция почти в 300 листов, которую Голубкина ведет многие годы. Родные вспоминали, что, приезжая в Зарайск, где она обычно проводила лето, Анна Семёновна «ходила по полям и собирала цветы», зарисовывая их уже дома. Возможно, много занимаясь с детьми, она использовала листы для их знакомства с миром природы.
В традициях ботанической иллюстрации Анна Голубкина оставляет на полях названия растений, свидетельствующие о хорошем знании ею флоры. Работая в основном акварелью сразу на лист или по легкому карандашному контуру, Голубкина словно изучает растение. В собственном травнике она изображает растения ритмично, размещает сразу несколько видов, не заботится о передаче светотени и объема, что сближает ее рисунки с листами из средневековых книг. Но сам принцип изучения растения и изображения с натуры восходят к открытиям в этой области художников эпохи Возрождения.
Созданный для душевного отдохновения, а не для коммерческого использования, ботанический гербарий Анны Голубкиной никогда не экспонировался и был известен лишь узкому кругу друзей. Впервые листы с изображениями растений были представлены в 1944 году на выставке произведений А.С. Голубкиной к 80-летию со дня рождения скульптора. Большую роль в этом сыграло мнение Председателя оргкомитета Союза художников СССР А.М. Герасимова, который, выступая в июне 1943 года на VIII Пленуме Союза художников, эмоционально рассказал о своем недавнем знакомстве с рисунками А.С. Голубкиной: «…Я недавно был просто поражен одним фактом... Как-то ко мне в мастерскую пришла племянница Голубкиной, принесла папку с рисунками и просила моего совета – стоит ли обнародовать... Когда я просмотрел их, я был поражен тем, что около 250 листов бумаги было исписано акварелью с наших полевых листов и разных травок... Вот какая беспредельная любовь к русской природе была у этой замечательной художницы».
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.