Голубкина Анна (1864-1927)
Молящаяся старуха
1889
Размер - 16,8 x 7 x 13
Материал - гипс
Инвентарный номер - МГ СК-260
Поступило в дар от А.В. Рукавишникова. 2015
Одну из первых работ Анны Голубкиной можно назвать и одной из самых значительных в ее творчестве: без нее, возможно, не случилось бы рождения великого русского скульптора. В 1889 году 25-летняя Анна приехала в Москву поступать в Классы изящных искусств, имея на руках лишь несколько рисунков. Несмотря на тягу к искусству, в родном Зарайске она не имела возможности заниматься подготовкой к обучению художественному ремеслу, получив лишь несколько уроков от учителя географии и истории В.П. Просёлкова. Неудивительно, что рисунки Анны не понравились приемной комиссии.
Попросив глины, Голубкина на следующее утро принесла этюд «Молящаяся старуха», завернутый в тряпицу. Преподаватель скульптуры – молодой, но уже известный Сергей Волнухин, заметивший высокую девушку еще в первый раз, направился к ней. Однако Голубкина повела себя необычно – она повернулась и почти бегом пошла прочь. Волнухин догнал ее и попросил показать то, что она принесла. Голубкина отдала скульптуру и все-таки убежала. Маленькая скульптурка произвела столь большое впечатление на Сергея Михайловича, что он попросил принять Голубкину на обучение без оплаты ввиду исключительного таланта. Его просьба была удовлетворена.
Так начался путь Анны Голубкиной в искусстве. Однокашница Е.Д. Россинская рассказывала: «Приехав из Зарайска, Анна Семёновна сначала не имела твердого намерения посвятить себя вполне скульптуре. Создавалось впечатление, что она еще искала, на чем остановиться. Увлекательность красок природы не могла оставить ее холодной, и она с увлечением принялась заниматься живописью, посвящая ей драгоценное утреннее время, работая над натюрмортами, которые расставлял немудрящий и заурядный преподаватель К. Горский. Этот не пользовавшийся популярностью художник сыграл весьма неожиданную и видную роль в ее жизни. Один раз на ее вопрос – как он находит ее работу, он так резко и неодобрительно о ней отозвался, что навсегда отбил охоту к живописи... Приведу ее собственные слова об этом событии: “Придя домой, я исписала все масляные краски и больше к ним не прикасалась”. И “все к лучшему”, – прибавила она. Это был лишний толчок, чтобы она вполне отдалась скульптуре. “Люблю я ее”, – сказала она в заключение».
Любовь Голубкиной к скульптуре, возникшая еще когда она лепила человечков среди грядок, стала ее предопределением, судьбой, муками и радостью. Так, инстинктивно, она вылепила из глины небольшой этюд «Молящаяся старуха», чья вечная молитва с тех пор и доныне заставляет зрителей сопереживать.
Трудно сказать, как попала небольшая работа в семью Александра Рукавишникова. Разбирая старую квартиру, он нашел этюд и передал его в 2015 году в дар Музею-мастерской А.С. Голубкиной.