Голубкина Анна (1864-1927)
Березка. Этюд
1927
Размер - 47 x 15,5 x 15
Материал - гипс
Инвентарный номер - МГ СК-259
Поступило в дар от А.В. Рукавишникова. 2015
Своим стройным силуэтом запоминается одно из поздних и самых узнаваемых произведений Анны Голубкиной «Березка» (1927). Существует сразу несколько скульптурных этюдов, выполненных в разных материалах (пластилин, гипс, отлив из гипса с пластилином); в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге находится двухметровая деревянная заготовка к «Березке», что дает основание считать дерево финальным материалом замысла. Небольшой пластилиновый этюд послужил формой к созданию выразительной миниатюрной статуэтки «Березка» в технике майолики. Такое количество этюдов и вариантов указывает на увлеченность скульптора рождаемым образом. Наличие эскизов и этюдов позволяет с редкой для скульптуры наглядностью угадывать сам ход рождения замысла; обычно первоначальные штудии не сохранялись. Здесь можно наблюдать, как вместе с размером меняется мера условности, уточняются силуэт и детали, определяются основные пластические мотивы. Особенно это видно по пластилиновым накладкам на гипсовом отливе в данном этюде.
В воспоминании одной из моделей «Березки», М.М. Посниковой-Лосевой, приводятся такие слова скульптора: «Представь себе, что ты идешь против ветра. Голову подними выше». Название скульптуре случайно придумал посетитель мастерской, но оно так понравилось самой Анне Голубкиной, что закрепилось за работой.
В стройной фигуре молодой девушки просматривается силуэт трепещущего на ветру деревца. Во всем ее облике чувствуется гибкая юность и свежесть. За этим видимым мотивом легко вспоминается известный в русском песенном фольклоре образ березки, где за наивным рассказом о дереве скрывается судьба юной героини.
«Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла …».
Годы создания произведения «Березка» характерны последним для скульптора творческим подъемом. К сожалению, это всего лишь несколько лет активной работы, отмеченных радостью от возможности самой работы, когда болезнь на время отступила, а жизнь в послереволюционной Москве понемногу наладилась. Редкая для всего творчества Анны Голубкиной лиричность стала главным лейтмотивом «Березки». При этом нельзя не отметить смелость пластического решения. Дробная поверхность не разрушает целостности композиции, любая деталь служит общему. А запоминающийся силуэт фигуры приобрел качество эмблематическое, и даже «биографическое». Не случайно столь часто можно встретить изображение именно «Березки» в советских книгах о Голубкиной.
Трудно сказать, как оказалось это произведение в семье А.В. Рукавишникова. Разбирая старый дом, он нашел работу и преподнес ее в дар Музею-мастерской А.С. Голубкиной.