Маска была подготовительным этюдом к мраморной композиции «Две» (ныне в Киевской картинной галерее). В поисках облика своих героинь Голубкина вылепила две маски, то есть скульптурные изображения лица без затылочной части. Правая маска имеет явные портретные черты, но чей это портрет, пока не установлено. Она напоминает и младшую сестру Голубкиной Людмилу, и художницу Е.Д. Никифорову, запечатленную в скульптуре
«Сирень» (1908), и учительницу из Зарайска Гиацинтову, тоже модель Голубкиной (1900). Мастерство лепки портретных масок Голубкиной высоко ценил Сергей Конёнков, говоря, что «масочки она лепит как никто».
Найденный образ удачно вошел в общую композицию, изображающую в полете две девы-птицы. Одна из них (левая) – веселая, бодрая, устремленная вперед; другая (правая), по контрасту, погружена в себя, в свои печальные мысли, совсем как Сирин и Алконост, запечатленные на знаменитой
картине Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» (1899). Известно, что, увидев картину, Александр Блок написал одни из самых первых своих стихов:
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд…
…Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
1899
Образы птиц, пророчащих печальное и радостное будущее, восходят к народному сказанию о том, что утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, она грустит и плачет. А после полудня прилетает птица Алконост, которая радуется и смеется. Она смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила – все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Музей вел большую работу по переводу гипсовых отливов Голубкиной в бронзу. Среди многих других произведений была переведена в бронзу и правая маска к композиции «Две». Но в 1952 году музей был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и начали возвращаться в московскую мастерскую лишь с 1976 года, когда музей был восстановлен.