Голубкина Анна (1864-1927)
Маска к композиции «Две»
1910
Размер - 24 x 24 x 16,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-25
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
В 1910 году А.С. Голубкиной была вырублена из мрамора композиция «Две» – две девичьи головы, соединенные в одно произведение по контрасту. Одна жизнерадостная, с грубоватым, но открытым лицом, другая – погруженная в себя, с тонкими и нежными чертами. Но вместе они составляют единое целое, как две стороны одной души:
…Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
Одна, как страсть любви, пылка
И жадно льнет к земле всецело,
Другая вся за облака
Так и рванулась бы из тела.
Этот образ Гёте из поэмы «Фауст», вероятно, был близок Анне Голубкиной, ее взрывной и одновременно самоуглубленной натуре. В то же время во всей культуре начала ХХ века много внимания уделялось сложности душевных переживаний, их противоречивости, контрастам настроения и непостоянству чувств. Тема была очень современная. Голубкина, по-видимому, ценила эту работу, в 1914 году на персональной выставке «В пользу раненых» в Музее изящных искусств композиция была представлена в центральной группе произведений.
В ходе работы над композицией, ища облик своих героинь, Голубкина вылепила две маски, то есть скульптурные изображения лица без затылочной части. Левая маска – это голова девушки, влюбленной в жизнь, полной оптимизма, устремленной навстречу миру. Изображение, скорее всего, портретное, с тонко вылепленным пластичными и точными мазками лицом. В то же время – это обобщенный образ – символ деятельной веры в жизнь, бодрого и веселого созидания.
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Сотрудники музея активно занимались переводом работ скульптора в бронзу. В 1952 году он был ликвидирован. До этого события мрамор «Две» находился в Музее-мастерской, но сейчас произведение является достоянием Киевской национальной художественной галереи.