Голубкина Анна (1864-1927)
Старость. Этюд
1898
Размер - 22 x 17 x 16,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - МГ СК-27
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Портретная маска пожилой женщины – этюд к полнофигурной композиции «Старость», созданной Анной Голубкиной в Париже, где в 1989 году она брала уроки у великого скульптора Огюста Родена. Учитель советовал подождать с исполнением фигуры в натуральную величину, но Голубкина, по совету матери, решила лепить большую скульптуру. Для этой цели она пригласила позировать натурщицу, ранее послужившую моделью ее учителю во время создания композиции «Та, которая была прекрасной Ольмьер». Скульптура Родена – это бытовое запечатление образа: старуха горюет об утрате юного тела. В отличие от учителя, Анна Голубкина невербально рассказывает зрителю, что за отрешенностью «Старости» стоит внутреннее осмысление прошлого и принятие пережитого.
Современный Голубкиной зритель должен был сделать усилие, чтобы осознать смысл образа, выйти из круга традиционных представлений о скульптуре и воспринять новое искусство, не имевшее аналогов в русской пластике. Голубкиной пришлось много бороться, отстаивая свою манеру работы. Но именно в этой борьбе оттачивалось ее мастерство и вырабатывался собственный художественный язык. Голубкина принадлежала к той небольшой группе русских скульпторов начала ХХ века, таких как С.Т. Конёнков (1874–1971), П.П. Трубецкой (1866–1938), Н.А. Андреев (1873–1932), А.Т. Матвеев (1878–1960), которые радикально пересматривали устоявшиеся академические нормы и создавали новый язык пластики. Эти усилия и привели к обновлению средств выразительности в русской скульптуре начала ХХ века.
Художник Н.Я. Симонович-Ефимова, близкая подруга Голубкиной, вспоминала, что перед спешным отъездом из Парижа Анна Семёновна разбирала работы в своей мастерской и предложила друзьям взять себе по этюду на память. Нина Яковлевна выбрала маску старухи-натурщицы, «отрезанную раньше от полнофигурной скульптуры “Старость” в течение работы». Симонович-Ефимова заказала отлить этот своеобразный «этюд» из гипса в трех экземплярах. Спустя 30 лет она передала один из отливов Мемориальному музею-мастерской А.С. Голубкиной.