Каминная группа «Огонь» – одна из первых работ Анны Голубкиной, представленных на третьей по счету выставке объединения «Мир искусства» и, по сути, открывших скульптора широкой художественной общественности обеих столиц. Выставка проводилась в Санкт-Петербурге в 1901 году. Лично отбирая для нее работы, в московскую мастерскую Голубкиной пришли Валентин Серов и Сергей Дягилев.
Идея попеременных выставок художественного объединения «Мир искусства» – то в Петербурге, то в Москве – преследовала своей целью демонстрацию всего нового, что появлялось в те годы в России. И хотя Голубкина была далека от публичных эстетических споров эпохи, посетители мастерской пришли в восторг от того, насколько новаторским было ее искусство. Противоположный лагерь художественных вкусов в лице известного критика Владимира Стасова по итогам выставки записал Анну Голубкину в число безусловных «декадентов».
Камин с двумя сидящими по сторонам фигурами – хорошо известная декоративная форма. По сути, оформительскую задачу Анна Голубкина превратила в гипнотическую тревожную мизансцену – совершенно в духе лучших идей европейского модерна. Неслучайно выразительные ракурсы голубкинских фигур зрителю часто напоминают то силуэты Теней роденовских Врат, то врубелевского “Демона”. Глядя на это парное произведение, нужно живо представлять пламя, горящее между фигурами, настоящий огонь в камине, освещающий их своими яркими беспокойными бликами. Именно он – главный герой композиции! Не сюжет заботит скульптора, а создание у зрителя сильного впечатления, будоражащего воображение, того, как искажаются в дрожащих отсветах огня реальные предметы, как деформируются глубокими провалами-тенями эти две фигуры. Они словно недо-выявлены, недо-воплощены. Они ди́ки, первобытны и... бесконечно красивы.
В работе отзвуком проявились зарайские впечатления молодости скульптора. В одном из воспоминаний сохранились такие слова Голубкиной: «Я в детстве, как мальчишка, любила подолгу бродить одна. Однажды, начитавшись Тургенева, я вышла из дома и зашла далеко. Уже стемнело, я шла по лугу и вдруг увидела огонь костра и темные детские фигуры вокруг. Меня поразило «ощущение» огня, которое я вдруг почувствовала».
В 1932 году семья скульптора преподнесла произведение в дар государству в составе сохраненного наследия художника. Два года спустя в творческой студии А.С. Голубкиной был открыт первый в стране и четвертый в мире музей одного художника-скульптора. Но в 1952 году он был ликвидирован. Произведения скульптора были переданы на хранение в Государственный Русский музей и вернулись в московскую мастерскую лишь в 1976 году, когда музей был восстановлен.