Голубкина Анна (1864-1927)
Цикламен
1910-е - первая половина 1920-х
Размер - 31,5 x 38
Материал - бумага
Техника - акварель, карандаш
Инвентарный номер - МГ Р-9
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Графическое наследие Анны Семёновны Голубкиной мало известно зрителю, лишь единичные акварели скульптора хранятся в музейных собраниях. Она любила работать красками на протяжении всей жизни. По словам подруги, художницы Александры Хотяинцевой, «она во всем умела найти красоту, очень жалела, что не занялась живописью, чутье к краскам было большое».
По воспоминаниям близких, Анна Семёновна с детства хорошо знала и любила мир растений. В своем трактате «Несколько слов о ремесле скульптора», опубликованном в 1923 году, Голубкина подбирает неожиданную метафору – сравнивает материал для создания произведения с цветами: «Живая рабочая глина – большая красота, относиться к ней небрежно – то же, что топтать цветы». В своей мастерской в Большом Лёвшинском переулке Анна Семёновна разводила домашние растения. Летом художница выставляла их на балкон, который в память о поездках в Крым, так поразивший ее, прозвала «Мой Мисхор».
Вероятно, среди домашних цветов Голубкиной были и белые цикламены, изображенные на сдержанном сером фоне с легким синим отливом. Несомненно, акварельный рисунок создан в холодное время года – общая «настороженность» фона напоминает зимние сумерки, что подтверждает и время цветения альпийской фиалки, как еще называют цикламен, выгоняющий в осенне-зимний период множество причудливой формы цветов, а летом отдыхающий. Созданный для душевного отдохновения внешне незамысловатый рисунок в действительности повествует не только о глубоко скрытых чувствах художника, но и о ее быте, обстановке жизни в мастерской.
В рисунке заложена общая драматическая составляющая, переданная самой необычной формой цветка и напряжением фона. Трудно сказать, когда исполнен этот рисунок, но, по всей вероятности, после 1910 года. Съездив в Крым, Голубкина увлеклась рисованием трав и цветов, создав целый цикл – собственный «травник», или «акварельный гербарий», из которого дошло почти 300 листов. Однако лист с изображением белых цикламенов вряд ли относится к данному циклу, о чем свидетельствует фон, отсутствующий в других работах, использование крупных пятен цвета, работа широкими мазками.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.