Голубкина Анна (1864-1927)
Дицентра великолепная
1910-е-первая половина 1920-х
Размер - 37,5 x 24,5
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш, гуашь
Инвентарный номер - МГ Р-41
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Полевое растение дицентра, обильно растущее на полянах, но разводимое и в садах, в просторечье за свою причудливую форму раздвоенного цветка именовалось «разбитым сердцем». Трудно сказать, когда был создан рисунок, – тонкая веточка, дугой склонившаяся под тяжестью розовых затейливой формы бутонов. В течение всей жизни скульптор Анна Семёновна Голубкина рисовала цветы и травы, находя в этом успокоение, и создала более 300 листов.
С ботанической иллюстрацией как направлением в искусстве она могла познакомиться во Франции в 1890-х – 1904 годах, когда, обучаясь, подолгу жила в Париже. Ботаническая иллюстрация в узком смысле слова – точная фиксация внешнего вида растения с целью определения, была увлечением многих художников. Зародившееся еще в античные времена искусство оформилось в особый жанр в XIX веке, к концу которого художники модерна наполнили растениями дома, использовав мотивы цветов и трав для создания мебели, обоев, панно и совершив поистине революцию в создании нового направления.
Анна Семёновна родом из Зарайска, с детства занималась огородничеством, хорошо знала и любила мир растений. Пройдя длительный путь обучения в Москве, Санкт-Петербурге, а затем в Париже, Анна Голубкина стала одним из самых крупных мастеров Серебряного века. Но в своих внешне незамысловатых рисунках она сохранила ту простоту изображения, что близка к народному типу мировосприятия. Рисунки «акварельного гербария» А. Голубкиной при жизни художника не экспонировались и были известны лишь узкому кругу ее родных и друзей. Впервые они были показаны зрителю во время Великой Отечественной войны, когда в 1944 году в Москве на Кузнецком мосту была открыта вторая персональная выставка произведений Анны Семёновны Голубкиной, приуроченная к 80-летию со дня ее рождения.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.