Голубкина Анна (1864-1927)
Герань
1910-е-первая половина 1920-х
Размер - 38,6 x 25,9
Материал - бумага цветная
Техника - акварель, белила, графитный карандаш
Инвентарный номер - МГ Р-43
Поступило из Государственного музея-мастерской А.С. Голубкиной. 1986
Изображенную на листе бумаги ветку пеларгонии, известную всем как герань, с яркими бордово-розовыми цветами и пышными округлыми листьями с полным правом можно было бы отнести к типу ботанической иллюстрации, если бы не одно обстоятельство – нарушение принципов построения изображения для подобного типа иллюстрации. Анна Голубкина не стремится запечатлеть все растение и точно воспроизвести его морфологию, форму, цвет, подробно представить ствол, корень, соцветие. Важные для ботанических атласов детали она опускает, сосредоточившись на самом соцветии.
Ботаническая иллюстрация в узком смысле слова – точная фиксация внешнего вида растения с целью определения, была увлечением многих художников. Зародившееся еще в античные времена искусство ботанической иллюстрации оформилось в особый жанр в XIX веке, к концу которого художники модерна наполнили растениями дома, использовав мотивы цветов и трав для создания мебели, обоев, панно и совершив поистине революцию в создании нового направления. С примерами этого типа гербария как направления в искусстве А. Голубкина могла познакомиться во Франции в 1890-х – 1904 годах, когда, обучаясь, подолгу жила в Париже. Не имеющий ничего общего с дамским увлечением рисования цветов в альбомы, ботанический гербарий неожиданно увлек Голубкину во время поездки в Крым ранней весной 1909 года.
Созданный для душевного отдохновения, а не для коммерческого использования, ботанический гербарий Анна Голубкина вела на протяжении всей жизни, запечатлев несколько сотен растений. По воспоминаниям близких, Анна Голубкина с детства хорошо знала и любила мир растений. Она разводила и домашние цветы. Летом она выставляла их на балкон, который в память о поездках в Крым, так поразивший ее, называла «Мой Мисхор». Изображенный на рисунке яркий цветок – пеларгония, вероятно, рос в мастерской скульптора или в садике в Зарайске. Внешне незамысловатый рисунок в действительности является «рассказчиком» о своем создателе – он не только открывает мир его личных, глубоко скрытых увлечений, но дает представление о деталях жизни художника, наполняющего пространство жизни красотой.
Отдавая дань увлечению рисования цветов, Голубкина не часто обращалась к домашним растениям, предпочитая полевые травы. Автор создала целый цикл рисунков, своего рода «акварельный гербарий», который впервые был представлен зрителю в 1944 году на выставке к 80-летию А.С. Голубкиной в Москве, в залах на Кузнецком мосту.
В 1976 году ликвидированный за четверть века до этого Государственный музей-мастерская А.С. Голубкиной вновь открыл двери посетителям. Бывший директор и племянница скульптора Вера Николаевна Голубкина передала лист в составе целого ряда других акварельных работ. В 1986 году Музей-мастерская вошел в состав Государственной Третьяковской галереи.